Адвокат комитета пострадавших "Матерей Беслана" Таймураз Чеджемов заявил о выходе из процесса по основному уголовному делу о теракте в Беслане, объяснив свое решение тем, что ему угрожали убийством, сообщает ИА "Интерфакс".
"Я представляю интересы "Матерей Беслана" третий год. 5 августа этого года в мой адрес поступила угроза убийства с предупреждением: "Ты далеко зашел, остановись". Угрозы я связываю только с активной позицией по бесланскому делу, так как других дел я не вел, в конфликтную ситуацию не попадал, бизнесом не занимался", - сказал сегодня адвокат журналистам.
"Я вынужден предать огласке угрозы в мой адрес и выйти из процесса по бесланскому делу. Я сделал все, что мог, чтобы правда о событиях в Беслане была установлена", - заявил адвокат.
По его мнению, угроза связана с постановкой вопроса об уголовной ответственности членов оперативного штаба: "В течение двух лет никаких угроз в мой адрес не было, но когда мы начали заявлять ходатайство о привлечении конкретных лиц, то одно из лиц открыто выразило недовольство мною, после чего последовала угроза", - сообщил Чеджемов.
По его словам, 7 августа он обратился с заявлением о поступившей угрозе в республиканскую прокуратуру и управление Генпрокуратуры в ЮФО. Уголовное дело было возбуждено 22 августа.
Как уже сообщал "Кавказский узел", адвокаты пострадавших в результате теракта в Беслане оспорили принятое в мае этого года решение суда о применении амнистии к милиционерам РОВД Правобережного района Северной Осетии Мирославу Айдарову, его заместителям Таймуазу Муртазову и Гураму Дряеву, которым в ходе расследования дела о теракте в Беслане было предъявлено обвинение в халатности, позволившей боевикам беспрепятственно добраться до бесланской школы.
Тогда адвокат потерпевших Таймураз Чеджемов заявил, что рассмотрение такого ходатайства незаконно и что у потерпевших есть достаточно оснований для обжалования этого решения в кассационном порядке, обратив внимание на то, что в ходатайстве об амнистии формулировка была примерно такая: "Мы не признаем свою вину, но просим о помиловании".
Адвокат обращал внимание судей на то, что, принимая решение о применении амнистии, суд обязан был установить виновность подсудимых, чего сделано не было, а уже затем их амнистировать.
Напомним также, что 25 августа 2007 года Ленинский суд Владикавказа принял решение о прекращении деятельности общественной организации "Голос Беслана" в ее нынешнем составе. Председатель "Голоса Беслана" Элла Кесаева уверена, что принятое решение неправомерно, а сам суд необъективен. Кесаева отметила, что нынешний состав организации намерен обжаловать решение Ленинского суда.
Это уже не первый случай попытки дискредитации движения. Осенью 2005 года произошел раскол комитета "Матери Беслана", когда несколько членов Комитета поехали в Москву и встретились с Григорием Грабовым. Позже Грабовой назначил экс-председателя Комитета Сусанну Дудиеву своим представителем в Беслане и пообещал воскресить погибших детей. Члены Комитета "Матери Беслана" были возмущены поездкой своих коллег к Грабовому, провели общее собрание Комитета и вывели из его состава Сусанну Дудиеву и двух сопредседателей, а вскоре создали новую общественную организацию - "Голос Беслана".
Как уже сообщал «Кавказский узел», сегодня исполняется ровно три года со дня захвата боевиками школы в Беслане. Однако до сих пор нет полной ясности с картиной теракта.
Для расследования причин и деталей теракта была создана специальная парламентская комиссия. 22 декабря 2006 года вице-спикер Совета федерации, глава парламентской комиссии Александр Торшин представил в Совет Федерации РФ итоговый доклад, из которого следует, что организаторами захвата заложников были Аслан Масхадов, Шамиль Басаев и арабский наемник Абу Дзейт. Торшин сообщил, что был уничтожен 31 террорист, захвативший школу. В докладе Торшин заявил, что взрыв в школе произошел по вине террористов, а не из-за действий силовиков.
Некоторые из выводов парламентской комиссии Северной Осетии таковы: захват школы в Беслане стал следствием недоработки правоохранительных органов; МВД и УФСБ Северной Осетии не знали о готовящемся нападении; оперативный штаб был создан 1-го, а не 2-го сентября 2004 года, как официально сообщалось ранее; установлен факт применения гранатометов, огнеметов и танкового огня при штурме школы в Беслане. В докладе отмечена противоречивость представленных данных от силовых ведомств в отношении их действий 3 сентября 2004 года. Отметим, что доклад комисии официально опубликован не был.
После доклада Торшина Госдума приняла постановление о завершении работы парламентской комиссии и ее упразднении. Аналогичное решение принял Совет федерации. Однако, по мнению эксперта высшей категории в области физики горения и взрывов, профессора Юрия Савельева, расследование парламентской комиссии не было завершено должным образом, а решение о ее роспуске было принято поспешно.
К такому выводу Савельев - депутат Госдумы России, член комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта - приходит в своем альтернативном докладе о событиях 2004 года "Беслан: правда заложников".
Вице-спикер парламента Северной Осетии, экс-глава республиканской парламентской партии Станислав Кесаев заявил, что также не согласен с некоторыми выводами федеральной парламентской комиссии о захвате школы в Беслане.
Единственным осужденным по делу о теракте в Беслане на сегодняшний день остается единственный, согласно официальной версии, выживший террорист Нурпаши Кулаев, приговоренный Верховным судом Республики Северная Осетия - Алания к пожизненному заключению.
Отметим, что Кулаев признал свою вину лишь частично, отрицая причастность к убийству, покушение на убийство и покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать развитие ситуации и ведет хронику событий, связанных с терактом в Беслане и его расследованием.
Справка: 1 сентября 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 186 детей и 148 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников.