Виктор Георгиевич Фетисов, победитель конкурса, проводимого в августе 2007 года в Волгограде, на лучший памятник жертвам политических репрессий, рассказал о своем произведении в интервью корреспонденту «Кавказского узла».
Корреспондент «Кавказского узла» встретился с Виктором Георгиевичем в его мастерской и попросил познакомить читателей «Кавказского узла» с творческими замыслами автора проекта.
«Вот, обратите внимание на эти глыбы, - выйдя во двор, говорит скульптор. – Гранитные камни привезены из города Павловска Воронежской области. Посмотрите, какие они красивые!» Виктор Георгиевич гладит слюдянистую плоскость монолита.
«Я всегда работаю только с надежным материалом, - говорит он. - Его не надо ни латать, ни красить. Самой природой будет очищаться. И с ним ничего не случится в масштабах геологического времени. Сколько человечество будет существовать, столько этот памятник будет рассказывать о той трагедии, которая разыгралась в нашей стране».
На вопрос, какую идею он собирается изобразить в столь прочном материале, Фетисов указывает на силуэты, на скорую руку обозначенные белой краской на камнях. «Большой цельный глобус Земли. И вдруг, вырваны целые куски-судьбы. Все это - символ того состояния, в котором пребывало наше общество в период репрессий. Такая ассоциация: грубая сила вырывает жизни целых поколений».
«Здесь я применяю так называемый «египетский стиль»,- поясняет Виктор Георгиевич, - плоский рельеф с деталями». Скульптор указывает на нижнюю часть первого камня: «Здесь разные профили людей: и рыбак, и репрессированный энкэвэдэшник, и женщины с детьми и без. Молча движутся вверх, к небу. Понурые затылки. Уходят, уходят, уходят... в неизвестность.
Некоторые из бывших репрессированных говорили мне: «Мы в землю уходили, а не в небо». На что я им отвечал, что это не может быть символом. Невинные души должны уходить в небо, к Богу! И многие со мной соглашались».
Скульптор, показывая на отдельные силуэты, рассказывает о том, что он изображал конкретных людей: энкеведешник – отец его друга, который был репрессирован и сослан на Дальний Восток; рыбак – образ реального человека, который сказал что-то предосудительное о Сталине...
Виктор Георгиевич уходит в мастерскую и возвращается с презентационной схемой проекта памятника. «Эта идея, я считаю, такая, что лучше и придумать нельзя, - заявляет он. – На конкурс была представлена целая стопка проектов памятника. Большинство из них какие-то жестокие: люди в колючках, в клетках.
Все они оказывают мощное отрицательное физическое воздействие на человека. А этого делать ни в коем случае нельзя! Если произведение искусства оказывает подобное воздействие, зритель его рано или поздно возненавидит. Главный в искусстве принцип – не навреди! Нельзя забывать об этом».
Виктор Георгиевич подходит к гранитным камням: «О важных вещах должно рассказывать другим языком. Нужно воздействовать не физически, а духовно, не напрямую, а через потаенные фибры души, через подсознательное, через вопросы, которые зритель начинает сам себе задавать, когда смотрит на памятник».
Скульптор проводит ладонью по силуэтам людей: «Они идут. Почему идут? Кто их гонит? Почему идут вверх, а не вниз? Почему они понурые? Какая у них была жизнь? Кто остался у них дома? Что их ждет в будущем? Окажутся ли они среди тех, кто возвращается из этого ада? Или они исчезнут в поднебесье навсегда?
В сознании человека рождаются многочисленные образы. Страшные образы людских трагедий. Образы исковерканных судеб. Образы зла, которое здесь не обозначено напрямую – и тем-то оно и страшнее, что его не видно. Но присутствие этого зла ощущается с невероятной силой. И каждый зритель чувствует его по-своему и содрогается от масштаба этого зла».
Скульптор переводит дыхание. Он смотрит на свой, еще не воплощенный в жизнь замысел и продолжает: «Тот, кто сумеет прочесть эту «книгу», тот, несомненно, станет чище душой. Тот, несомненно, захочет, чтобы и общество наше стало чище!»
Виктор Георгиевич рассказал, что и его семья пострадала от сталинских репрессий. Андрей Миронович Фетисов, дед скульптора, был репрессирован в 1936 году. Казак хутора Медведев Иловлинского района Сталинградской губернии был раскулачен за то, что имел две пары быков.
Семью сослали в Караганду. Там Андрей Миронович в присутствии двух свидетелей высказался нелицеприятно о Сталине, и с тех пор его больше никто не видел. Отца скульптора за день до раскулачивания семьи предупредили об опасности, и он со своей семьей успел скрыться.
«Судьба нашей семьи была во многом схожа с судьбами многих людей той поры, - сказал в конце беседы Виктор Георгиевич. – Поэтому эта тема для меня не является посторонней. Я уже три года над ней работаю. Замысел родился. Теперь нужно его реализовать. Администрация Волгоградской области обещала выделить три миллиона рублей, но пока, увы, деньги не выделены».
Памятник предполагается разместить у Музея-Панорамы «Сталинградская битва» на улице Чуйкова города Волгограда. В настоящее время на этом месте находится закладной камень.
«Будем надеяться, что в самое ближайшее время в этом месте появится не громоздкий, скромный памятник, который элегантным языком будет рассказывать о страшных годах политических репрессий», - сказал, прощаясь, скульптор.
Как уже сообщал «Кавказский узел», в Волгограде комиссия под председательством Юрия Сизова, заместителя главы администрации Волгоградской области, рассмотрела 11 проектов, представленных на прошедшем в середине августа открытом конкурсе на лучший проект памятника жертвам политических репрессий.
Лучшей оказалась композиция «Уходящие в небо» волгоградского скульптора, народного художника России Виктора Георгиевича Фетисова.
Памятник состоит из трех гранитных глыб. На одной из них вверх идут заключенные. На другой — спускаются обратно, но уже гораздо меньшим числом. На третьем монолите выгравирована надпись: «Жертвам политических репрессий».
Отметим, что все проекты на конкурсной экспозиции были представлены анонимно. Только после того как конкурсная комиссия определила лучший из них, стало известно имя победителя.
Памятник будет установлен на улице Чуйкова недалеко от музея-панорамы "Сталинградская битва" на месте закладного камня. Стоимость проекта - около 3 млн рублей.