Быстрый рост численности курдов в Адыгее, на Кубани, объясняется миграционной политикой последних 15 лет, базирующейся "на абсурдных либеральных представлениях о том, что Россия - некая территория, где необходимо устроить очередной "плавильный котел" народов", считает один из лидеров "Союза славян Адыгеи" Владимир Каратаев.
В целом же речь должна идти не только о курдах, но и о гражданах других государств, например, Армении и Азербайджана, а также об одновременном оттоке из региона русского населения. Что касается собственно курдов, то, по его мнению, рост их числа наиболее заметен в силу того, что они "адаптированы к условиям беззакония".
Проблема курдского населения мало чем отличается от проблем других мигрантов в России, сказал собеседник. Вместо того, чтобы выстроить миграционную политику в интересах коренных жителей России, в стране открыты границы для всех иностранцев.
"Что это за явление "незаконные мигранты в России"? - спросил он. - Как в стране оказываются миллионы незаконных граждан? Это, по сути, говорит о государственной измене. На уровне чиновников не защищается граница, на других уровнях не защищаются интересы коренных граждан, которые должны пользоваться естественными преимущественными правами".
В результате, отметил он, образовалась масса анклавов, где компактно проживают представители различных государств, которые приехали сюда не для того, чтобы вписаться в культуры, правила жизни, строить единое государство. Они приехали, чтобы решать свои проблемы и решают их достаточно успешно, пользуясь тем, что у государства нет вменяемой национальной политики.
Заселение Адыгеи, Кубани, республик Северного Кавказа иностранцами проходило параллельно оттоку русских, сказал Владимир Каратаев. В 90-е годы республиками, в частности, Адыгеей, вводились жесткие ограничения на въезд русских, в том числе тех, кто возвращался из Таджикистана, Узбекистана и т.д. на родину. Но те же курды умело обходили эти законы, пользуясь взятками, связями с чиновниками.
Больше всего курдов, по данным "Союза славян Адыгеи", в Красногвардейском районе республики. Это села Белое, Еленовское, хутор Садовый и находящееся рядом (в Краснодарском крае) село Великовечное. Например, в школе села Белого курдские дети уже составляют большинство учащихся.
Поэтому, считает собеседник корреспондента "Кавказского узла", рано или поздно в Адыгее встанет вопрос создания курдской автономии. Это произойдет явочным порядком. Когда образуется достаточно большое компактное население какого-либо народа, подобный вопрос возникает сам собой. И он в этом районе уже звучит - в тех же школах сегодня ставится вопрос о преподавании на курдском языке.
Если в России есть демографические проблемы, отметил Каратаев, то их, конечно, нужно решать, может быть, и с помощью иностранцев. Но тогда речь должна идти о конкретных малозаселенных территориях. Здесь же речь идет о "живых" селах и о вытеснении живущего в нем населения. А это неизбежно ведет к конфликтам.
При этом пришлый народ живет по своим законам. "Нам известны, - сказал он, - случаи незаконных действий со стороны курдов - пользование чужой землей, выпас скота на такой территории и многое другое. И отсутствие порядка, контроля, механизма защиты местных жителей, в конечном счете, ведет к конфликтам - убийствам, избиениям, изнасилованиям и т.д."
На вопрос о том, что, на его взгляд, можно предпринять в связи с этой проблемой, собеседник ответил: "При нынешней национальной политике, направленной на дерусификацию России, ничего сделать нельзя. Те люди, которые сейчас у власти, не то, чтобы не понимают национальных проблем - у них установка другая.
Это формирование безнациональной общности, в основе которой лежит принцип принадлежности к государству, а не к народу. Но данная идеология и приведет страну к межэтническому взрыву, войне, эпизоды чего мы уже и сегодня наблюдаем, скажем, даже в Центральной России".
Остановить этот процесс, по мнению Владимира Каратаева, можно лишь признав, что Россия является государством тех народов, которые ее создали - коренных народов. И изменив подход, чтобы не народы были для государства, а государство для народов.
Отметим, что в Красногвардейском районе Адыгеи на сегодняшний день проживает 4,2 тыс. курдов. В 2002 году, когда власти республики впервые обратили внимание на вопрос курдского населения, называлась цифра в 800 человек. Считается, что всего по республике их численность доходит до 8-10 тысяч.
Для сравнения: в 1993 году число адыгов, вернувшихся на родину, дошло до 1,5 тыс. человек. По данным на прошлый год, она сократилась до 500 человек. Тенденция сокращения сохранилась и в этом году.