Согласно исследованиям Европейского центра по вопросам меньшинств, в настоящее время число депортированных из Грузии месхетинцев и их потомков составляет до 400 тысяч человек.
Считается, что большинство из них живет в Казахстане, от 60 до 80 тысяч - в Азербайджане, 35-50 тысяч - в Турции, 15 тысяч на Украине, около 12.5 тысяч - в США, куда они эмигрировали из Краснодарского края, остальные - в других регионах России, Киргизии, Узбекистане. В Грузии на этом этапе проживает около одной тысячи репатриантов. Абсолютно точных данных по численности депортированных не существует.
На этом этапе довольно сложно сказать, каково будет точное число желающих вернуться в Грузию. Наверное, и многие из месхетинцев сами пока еще не определились до конца, пишет журнал аппарата омбудсмена Грузии "Солидароба" ("Солидарность").
Можно предположить, что наиболее вероятно ожидать возвращения месхетинцев из России и Азербайджана. Какая-то часть может вернуться из стран Средней Азии. В России для месхетинцев, например, в Краснодарском крае были созданы очень сложные условия жизни со стороны властей края и местного казачества. По данным опросов еще пару лет тому назад их там называли «врагом №1»...
В случае Азербайджана может сыграть свою роль чисто географическая близость с Грузией. То есть, месхетинцам проще будет приехать в Грузию и попробовать начать жизнь заново здесь.
Журнал приводит интервью с исполнительным директором Новороссийского комитета по правам человека (НКПЧ) Тамарой Карастелевой. Именно по инициативе этой организации и ее активном участии была осуществлена программа переселения в США месхетинцев, проживавших в Краснодарском крае:
- Какая часть из месхетинцев, оставшихся в Краснодарском крае, готова переехать в Грузию?
- Мы задавали этот вопрос всем туркам-месхетинцам, которых мы знаем и с кем работали и ни разу не услышали от них положительного ответа.
- Что они знают и как оценивают принятие в Грузии закона о репатриации?
- Те немногие, кто знает о законе, оценивают его крайне отрицательно. В связи с этим готовятся публичные заявления в адрес генерального секретаря Совета Европы.
- Как вы считаете, возможна ли массовая репатриация месхетинцев из других регионов России?
- Необходимо учитывать, что сторонники репатриации – это, в основном, старшее поколение, которое еще помнит Грузию. У них не прошла ностальгия по Грузии и есть желание вернуться. Но молодое поколение знает о Грузии лишь по рассказам старших. Молодежь оценивает ситуацию с экономических, социальных позиций и понимает, что в том состоянии, в котором находится сегодня Грузия, она не сможет дать им твердых социально-экономических гарантий.
Можно предположить, что наибольшее число заявок на репатриацию будет представлено именно из Азербайджана. То есть, месхетинцы попытаются восстановить свои права и вернуться. Однако, с учетом достаточно жестких критериев, предусмотренных законом о репатриации, получить статус репатрианта удастся далеко не многим...
По мнению президента Союза репатриантов Грузии Марата Бараташвили, проблема депортированных месхетинцев заключается в сделке между правительством Грузии и международными организациями.
Он считает, что даже сейчас, после принятия закона о репатриации, многие из депортированных не вернутся в Грузию: некоторые уже давно потеряли надежду на репатриацию, другие полностью интегрированы в тех странах, в которых живут, пишет "Солидароба".
Известный грузинский правозащитник Эмиль Адельханов считает, что многие не вернутся из-за страха конфликта с местным населением.
«Негативное отношение к депортированным – следствие активной пропаганды со стороны националистических сил в начале 90-х годов. Отрицательное отношение к депортированным было сформировано именно в тот период. Необходима активизация, разъяснительная работа неправительственных организаций в регионах Грузии», - говорит он.
«Создается впечатление, что власти приняли закон о невозвращении депортированного месхетинского населения. Закон демонстрирует, что их в Грузии не ждут. Потому многие не захотят возвращаться в заведомо враждебно настроенную к ним страну. Закон предусматривает, что в течение одного года желающие должны будут принять решение и подать заявку на возвращение. 1 января 2009 года заканчивается прием заявок. То есть, тот, кто по тем или иным причинам не сможет в указанный срок подать заявку, не сможет этого сделать потом.
Интересно и то, что действие «Общего административного кодекса» Грузии не распространяется на закон о репатриации. То есть, потенциальные репатрианты не имеют права жаловаться ни в административном, ни в судебном порядке. Окончательное решение о репатриации будет приниматься на уровне чиновника, полностью зависеть от него, так как отказ чиновника не подлежит обжалованию. Таким образом, «приговор» по каждому из случаев будет окончательным и обжалованию не подлежит...
Удивляет количество документов, которые необходимо будет представить для репатриации – около 10. Сложно представить, как будут «добывать» необходимые документы те, кто, например, бежал из Узбекистана во время Ферганских событий. Для депортированных власти Грузии открыли маленькую форточку с тем, чтобы побыстрее ее захлопнуть», - говорит Адельханов.
«Окончательное решение по репатриации будет приниматься на уровне силовых ведомств. То есть, министерство по беженцам будет пересылать документы в МВД или другое соответствующее ведомство, которое и решит окончательную судьбу каждого потенциального репатрианта.
Можно предположить, что процент подавших заявку на возвращение-репатриацию будет выше, чем число реально желающих переселиться в Грузию. Многие будут подавать заявки «на всякий случай». Месхетинцы, проживающие в разных странах бывшего СССР разобщены, поэтому нельзя ожидать от них каких-то согласованных действий по репатриации», - цитирует журнал правозищитника.
Марат Бараташвили: «В первую очередь надо сказать о том, что о стороны властей Грузии нет политической оценки того, что произошло в 1944 году. В законе ничего не сказано о том, что депортированные месхетинцы будут признаны жертвами политических репрессий. В законе ничего не говорится о создании государственных центров по адаптации репатриантов. Критерии получения статуса репатрианта достаточно жестки и туманны – непонятно, как будет решаться вопрос присвоения статуса. Решение о присвоении статуса будет приниматься чиновниками. Сам закон не отвечает принципу достойного возвращения – люди должны доказывать, что они не виноваты в своей же депортации».
"Я не думаю, что Грузию ожидает большая волна репатриантов. Может случиться так, что месхетинцы, переселенные в США, приедут в Грузию уже не за получением статуса репатрианта, а в качестве граждан Америки. Не исключаю и того, что некоторые из них вернутся в Грузию уже в качестве инвесторов", - считает Бараташвили.
По словам депутата грузинского парламента Гиги Бокерия, правительство не создаст проблемы «легитимным репатриантам». «С политической и моральной точек зрения мы должны создать возможности для этих людей, чтобы они смогли обратиться к нам и чтобы их часть смогла получить гражданство и стать частью этой страны. Но, у нас должны быть механизмы контроля, чтобы избежать угрозы", - заявил он.
Как ранее сообщал «Кавказский узел», Центр толерантности при офисе Народного защитника Грузии провел круглый стол на тему "Вынужденно переселенное население из Южной Грузии в 40-х годах XX века - проблемы и перспективы их возвращения на родину". В ходе встречи, прошедшей 13 июля, приглашенные на нее эксперты представили результаты исследований, касающихся выселенных из Месхети лиц и вопроса их репатриации.
Заместитель председателя парламентского комитета региональной политики, самоуправления и высокогорных регионов Грузии Вано Хухунаишвили дал положительную оценку недавно принятому парламентом закону по репатриации месхов-мусульман, отметив, однако, что реально до сих пор в этом направлении ничего не было сделано.
Между тем, для полноценного выполнения Грузией принятого ею недавно закона о возвращении турок-месхетинцев необходимо более детально расписать соответствующие мероприятия, что входит в компетенцию исполнительной власти, подчеркнул Хухунаишвили.
Представитель Международного союза депортированных "Месхети" Исо Молидзе заявил, что закон о репатриации дал депортированным месхам надежду вернуться на Родину. Однако и он также отметил, что решиться на такое многим из них будет непросто.
Как уже сообщал «Кавказский узел», Тбилиси до сих пор не выполнил своих обязательств перед Советом Европы по репатриации турок-месхетинцев, принятых еще в 1999 году.
Турки-месхетинцы, однако, очень воодушевлены принятием парламентом Грузии закона о возвращении депортированных месхов на прежние места проживания.
Справка: турки-месхетинцы были депортированы из Грузии Сталиным в 1944 году в Среднюю Азию по обвинению в "предательстве" и шпионаже в пользу Турции. После восстановления независимости Грузии Совет Европы возложил на эту страну обязательство возвратить турок-месхетинцев обратно.