Подготовка к празднованию 450-летия добровольного вхождения Адыгеи в состав Российского государства в республике сопровождается не только переделыванием истории, но и замалчиванием того, что было 10 лет назад, считают ученые Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ). Они, например, не могут опубликовать своего мнения, высказанного в апреле 1996 года на расширенном заседании ученого совета института.
Корреспонденту "Кавказского узла" передана видеозапись данного расширенного заседания, на основании выводов которого было отменено празднование 440-летнего юбилея. Это запись последних часов двухдневного совещания, в течение которых ученые решали вопрос, как охарактеризовать отношения, сложившиеся между Черкесией и Россией 440 лет назад.
В работе предыдущего дня совещания принимали участие ученые столицы России, Краснодара и северокавказских республик. В итоговой части – более узкий круг ученых. Москву на нем представлял директор Института Отечественной истории Российской Академии Наук Александр Новосельцев.
Тогда же была опубликована его речь на первом заседании. О событиях 440-летней давности он на нем, в частности, сказал: "На мой взгляд, здесь речь может идти об установлении определенного покровительства, патроната царского правительства по отношению к другим правителям. Мы знаем на практике, что те же самые "присоединившиеся" правители Северного Кавказа, Калмыкии и т.д. могли принимать двойное подданство, становясь одновременно подданными турецкого султана, иранского шаха и т. д. Короче говоря, это была очень своеобразная форма отношений, которую, на мой взгляд, никак нельзя определить как присоединение тех или иных областей и народов к Русскому государству".
Таким образом, формулировка "добровольное вхождение" ко времени итоговой части совещания была отвергнута практически всеми, и речь шла о "военно-политическом союзе", о "союзнических отношениях" и других формулировках.
Предоставленная "Кавказскому узлу" запись открывается выступлением профессора Шиготыж Меретуковой (ныне покойной). Она настаивала на том, что между Москвой и Кавказом был тогда заключен именно равноправный союз, но временный. А отмечать заключение этого союза как праздник не следует.
Профессор, в частности, отметила, что тогда Черкесия по сравнению с нынешним своим состоянием была территориально огромна. Это нынешний Краснодарский край, Ставропольский край без северных районов, и, само собой, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея.
"К началу XIX века эта территория значительно сократилась, но продолжала занимать 180 тыс. кв. километров, - сказала она, - В настоящее время три "адыгские" республики располагаются на 34 тыс. кв. километров. Второй момент – в результате Русско-Кавказской войны от населения той исторической Черкесии осталось по самым оптимистическим данным лишь 10 процентов. Некоторые ученые, например, Малич Аутлев, считают, что и того меньше – 2 процента".
Второй аргумент к тезису о равноправном союзе, приведенный ею, то, что монархи, для вступления в брак выбирали равноправных партнеров. В случае женитьбы Ивана Грозного нужно учитывать то, что прежде, чем выбор остановился на кабардинской княжне, он сватался к шведской принцессе, затем к жанеевской княжне.
К тому, что данное событие не должно становиться поводом для праздника, она привела в качестве примера историю жанеевцев. Первым из адыгских князей, кто просил помощи у русского царя, сказала она, был князь Сибок, жанеевец. И по злой иронии исторической судьбы первыми были уничтожены царскими войсками жанеевцы.
Первый поход был совершен воеводой Петра I Апраксиным в 1711 году. Этот эпизод, по ее мнению, и следует считать началом Русско-Кавказской войны. При этом со стороны жанеевцев погибло 15 тыс. человек, 20 тыс. человек было пленено, 5 тыс. человек было утоплено в Кубани. А в 1803 году жанеевцы перестали существовать.
В целом то, что произошло с адыгами – это уникальный случай в истории, сказала она. И теперь, по ее мнению, ни одна из сохранившихся республик не может выступать в качестве правопреемниц той исторической Черкесии, а, следовательно – и говорить от ее имени. Что же касается 440-летия, то пусть об этом говорят историки, но не общество.
Профессор Ким Хутыз начал свое выступление с напоминания о том, что 21 мая в долине Кбаада (нынешняя Красная Поляна) был осуществлен царский молебен окончания Кавказской войны и присоединения Адыгеи к России. Адыги этот день сейчас отмечают как День памяти, русские раньше – в царское время отмечали его ежегодно как праздник.
Он отметил также, что 440 лет назад состоялся, как его ни назови, исторический эпизод. И нет смысла подобные исторические эпизоды превращать в праздники. В этом ключе, подчеркнул профессор, в истории черкесско-русских было много значительно более интересных событий, в том числе и позитивного характера, которые никак не отмечаются.
Он предложил посчитать празднование 440-летия исторически неоправданным (политически это оправдывалось) и больше к этой дате в контексте присоединения Адыгеи к России никогда не возвращаться.
Кандидат исторических наук Нурбий Ловпаче, сказал о том, что как представитель археологической науки он может засвидетельствовать, что Черкесия конца средневековья была самодостаточной страной. Если судить по официально зарегистрированной археологической культуре этого периода – а это Белореченская культура – то нельзя не удивиться, что такая процветающая страна, какой была Черкесия, вдруг решается отказаться от своей самостоятельности. Тем более, что свобода для черкесов – самое дорогое из всего духовного богатства.
Вместе с тем он отметил, что не 1917-й или последующие годы, а именно 1957 год – время празднования 400-летнего юбилея, стал для адыгов советского периода моментом культурной революции. Тогда действительно были проведены мощные мероприятия, которые, в конечном счете, отразились и на подъеме экономики.
"Видимо, - сказал он, - наши руководители и сейчас полагают, что 1957 год может повториться". Но если федеральный центр готов на подобный шаг ради формулировки "добровольное вхождение", то ничего страшного не произойдет, если он примет историческую истину – например, с формулировкой "союзнические отношения" и организуют планируемые празднества".
В целом же, по мнению археолога, это неправильно, когда формулировки идут от правительства, а ответственность за это ложится на плечи историков.
Кандидат исторических наук Джабраил Мекулов (тогдашний директор АРИГИ) отметил, что по периоду средневековья – очень насыщенному фактами – в Адыгее, как и в других республиках специалистов не много. Но "остепененных" историков – кандидатов наук, докторов сейчас десятки человек. И данный период – 440-летней давности – изучен достаточно хорошо.
Что касается 1957 года, когда отмечался 400-летний юбилей, в Адыгее был всего один кандидат педагогических наук, который и принимал участие в написании "Очерков по истории Адыгеи", вышедшего в рамках празднования. Но глубоко знающих этот предмет, защитившихся по этой теме, не было.
Сегодня, отметил ученый, нельзя сказать, что правительство навязывает свою волю. Более того, оно ждет мнения ученых. Оно не только не оказывает давления, а наоборот, говорит: дайте нам историческую правду. "Правительство нас, наверное, и содержать не будет, если мы не подготовим соответствующую рекомендацию", - сказал он.
Он отметил, что из 9 человек, выступивших в этот день, 5 придерживаются того, что 440 лет назад был заключен военно-политический союз. Остальные тоже не согласны с формулировкой "добровольное вхождение", но предлагают иные формулировки, например, "становление политических взаимоотношений".
Вслед за этой ремаркой началось новое обсуждение формулировки. И принята была при одном голосе "против" в следующем виде: "Обращение части западных адыгов к Русскому государству с целью установления военно-политических отношений".
Отметим, праздничные торжества по поводу юбилейной даты – 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства прошли в Нальчике 7-9 сентября. В Карачаево-Черкесии аналогичные мероприятия пройдут 17-18 сентября. Праздничные торжества в Адыгее намечены на 24-27 сентября.