Командующий Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта Марат Кулахметов 13 сентября направил письмо сопредседателю Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта от грузинской стороны Дмитрию Манджавидзе.
Письмо направлено в ответ на предыдущее заявление грузинской стороны о том, что задержание миротворцами двоих грузинских граждан 11 сентября, которые оказали сопротивление миротворцам при проверке документов, нанеся одному из них телесные повреждения, является "незаконным похищением".
М. Кулахметов в своем письме отмечает, что "следует разграничивать понятия "задержание" и "похищение", так как задержанием являются действия уполномоченных должностных лиц, направленные на временное ограничение свободы для выяснения личности и каких-либо иных обстоятельств".
Командующий ССПМ напоминает, что в соответствии с международным правом, нападение на военнослужащих миротворческих сил и оказание им сопротивления при исполнении функциональных обязанностей, как и причинение вреда их здоровью, является противоправным действием и является основанием для использования физической силы вплоть до применения оружия, что изложено в Приложении к Постановлению Межпарламентской ассамблеи от 29 октября 1994 года, руководящих документах по миротворческой деятельности ООН.
"Миротворцы, выполняющие свои обязанности на КПП "Мегврекиси", действовали в рамках международного права", - подчеркивает М. Кулахметов.
Он обращает внимание Сопредседателя СКК от грузинской стороны на то, что основу законодательной базы процесса урегулирования грузино-осетинского конфликта составляют нормы международного права, а именно международные соглашения, подписанные договоренности между сторонами.
Более того, Марат Кулахметов в письме отмечает, что "официальным представителем грузинской стороны Объединенного штаба ССПМ было заявлено о прослушивании телефонов сотовой связи должностных лиц Российских миротворческих сил, что само по себе является грубейшим правовым нарушением".
По этому поводу помощник Командующего ССПМ по работе со СМИ Ю.Верещак сказал собственному корреспонденту "Кавказского узла", что "грузинской стороне не следует забывать, что она является одной из сторон конфликта и должна действовать в этих рамках".
"Тем не менее, продолжают иметь место факты, когда или по незнанию, или по умышленно искажается правовая база миротворческого процесса", - отметил Верещак, подчеркнув, что личный состав миротворческих сил от России "действовал и будет действовать в зоне конфликта в строгом соответствии с мандатом".
Напомним, что накануне аппарат государственного министра по вопросам урегулирования конфликтов Грузии распространил заявление, где говорилось что "результаты совместного мониторинга Смешанной контрольной комиссии и ОБСЕ подтвердили, что действия российских миротворцев по задержанию на посту "Мегврекиси" 11 сентября граждан Грузии являются незаконными и жестоко нарушают миротворческий мандат".
В Едином пресс-центре РЮО по этому поводу собственному корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что "рапорта, якобы подтверждающего незаконность действий российских миротворцев на посту в с. Мегврекиси 11 сентября, не существует".
Как уже сообщалось, грузинская сторона утверждает, что задержание миротворцами в Южной Осетии двух граждан Грузии Хмиадашвили и Митодашвили совершено лишь под предлогом проверки документов.
Грузия заявила, что в связи с произошедшим накануне инцидентом будет добиваться ликвидации поста российских миротворцев у села Мегврекиси в зоне конфликта с Южной Осетией и рассчитывает в этом вопросе на поддержку международного сообщества.
Между тем, Объединенный штаб Смешанных сил по поддержанию мира (ОШ ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта распространил заявление по поводу обвинений грузинской стороны, где отмечено, что задержание двух граждан Грузии было произведено "за противоправные действия в отношении военнослужащих МС РФ, выполняющих задачу на миротворческом посту "Мегврекиси".
Справка: трехсторонние (Россия, Осетия, Грузия) миротворческие силы были введены в зону грузино-осетинского конфликта 14 июля 1992 года в соответствии с российско-грузинским Соглашением "Об основных принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта". Согласно мандату, миротворцы имеют право осуществлять надзор за исполнением контрольно-пропускного режима в зоне конфликта, проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, на право въезда, выезда, передвижения, а также производить досмотр лиц, грузов и транспортных средств, производить досмотр граждан, транспорта.