Засуха в Волго-Ахтубинской пойме нанесла вред птицам в глобальном масштабе. После перелета птицы попадают в высушенную энергетиками местность, где они не находят ни временного приюта, ни обильного корма,
К такому выводу пришел корреспондент "Кавказского узла" после общения с известным российским орнитологом, профессором В.Ф. Чернобаем.
"Волго-Ахтубинская пойма (ВАП) подобна бутылочному горлышку, - рассказывает Василий Федотович, изображая ладонями бутылку и горлышко. - Отовсюду, со всех районов России и Азии птицы во время своих сезонных миграций слетаются в это место, чтобы отдохнуть и набраться сил. Следующей остановкой для них будет уже Маныч с его системой водохранилищ (Чаграйское, Пролетарское, Веселовское)".
"Что же происходит в последнее время? - задает вопрос волгоградский орнитолог и тут же на него отвечает: - Сделав изнурительный перелет, птицы попадают не в райское и благодатное место, каким раньше была ВАП, а в выжженную пожарами, в высушенную энергетиками местность, где они не находят ни временного приюта, ни обильного корма".
"Понятно, что птица уже не получает здесь полноценного отдыха, и в Маныч стаи прилетают изможденными и истощенными, - делает вывод ученый. - И это крупная птица. А каково приходится мелким пернатым: воробьиным, куликам!"
Василий Федотович выделил два кризисных для экологии ВАП момента: строительство Волжской ГЭС и монополизацию энергетиками водных ресурсов Волги.
"Зарегулированность водного режима Волги(система ГЭС изменяет естественный режим сброса волжской воды, т.е. подстраивает его под свои энергетические нужды. А нужды энергетиков идут вразрез с нуждами других отраслей хозяйства и прежде всего самой природы. В результате - конфликт интересов, прим: "Кавказского узла") после строительства Волжской ГЭС, несомненно, нанесла ощутимый удар пойменной экосистеме, - пояснил Василий Федотович. - Но за четыре десятилетия природа сумела как-то адаптироваться к этому. К тому же, что происходит последние два года приспособиться ни флора, ни фауна поймы, похоже, уже не смогут. ВАП испытывает крайний дефицит воды. Пойма иссушается, остепняется и гибнет буквально на глазах".
"Происходит также обеднение орниторазнообразия ВАП, - отметил Чернобай. - Иссушение поймы стало причиной сильных пожаров: горят тростник, камыши. Выгорает трава и деревья. Гибель гнездовий наземных птиц приняла угрожающие масштабы".
Волгоградский орнитолог отметил, что не все птицы страдают от засухи. Так, цапли чувствуют себя в ВАП неплохо. Но и они понесли ощутимые потери во время пожаров 2006 года. Тогда сгорел самый крупный в регионе цапельник, расположенный в окрестностях х. Вязовка Ленинского района Волгоградской области. И если раньше он насчитывал 12 тысяч гнезд четырех видов цапель, то мониторинг, проведенный весной 2007 года, показал, что количество гнезд цапель сократилось более чем в 10 раз.
"Ничего оптимистичного в ближайшем будущем я не вижу, - сказал в конце беседы Василий Федотович. - Энергетики монополизировали водные ресурсы Волги. Они не учитывают интересы ни природы, ни местных жителей, ни рыбников, ни охотников. Они дают обещания. Они заверяют нас, что положение будет исправлено. Но воз и ныне там. Но долго это безобразия продолжаться не может. Запас прочности Волго-Ахтубинской поймы на пределе. Если положение не исправить кардинальным образом, то произойдет экологическая катастрофа глобального масштаба!"