Сегодня истекут 48 часов – срок задержания братьев Хидриевых, жителей села Экажево (Ингушетия), которых подозревают в подрыве "Невского экспресса". Между тем, у них есть алиби - в день крушения поезда они работали на стройке.
По данным родственников, 13 августа, когда неизвестные террористы попытались взорвать "Невский экспресс", братья Амирхан и Макашарип Хидриевы были дома, пишет газета "Коммерсант". Первый укладывал автокраном плиты на строящийся мост через Сунжу; второй был там же, на берегу, менял сломавшийся привод барабана на бетономешалке. Хидриевых, как говорят их родственники, в тот день видела вся мостостроительная бригада.
Возможно, братья имели не прямое, а косвенное отношение к подрыву поезда, отмечает издание, указывая на то, что террористы, например, могли использовать автомобиль, прошедший через руки перекупщиков Хидриевых, и напоминает, что после теракта в розыск объявлялись "Жигули", на которых скрылись подозреваемые.
По словам старшего брата Хидриевых, Аюпа, его братья иногда подрабатывали авторемонтом и торговлей автомобилями, которые покупали в соседнем Ставропольском крае. После одной из поездок в Ставрополь, совершенной в 2006 году, Амирхана Хидриева обвинили в грабеже и приговорили к условному сроку.
"После этого брата поставили на профилактический учет в местном РОВД, - говорит Аюп.- Он должен регулярно отмечаться у участкового и сообщать ему о любых своих перемещениях. Это так напугало Амирхана, что он с тех пор вообще никуда не выезжал из села. Макашарип тоже редко покидал Экажево".
Какие обвинения собирается предъявить задержанным следствие, разбирающееся в обстоятельствах железнодорожного теракта, пока не ясно, пишет газета. Аюп Хидриев утверждает, что его братья ни разу не были в Новгородской области, где был подорван "Невский экспресс". "Мы, Хидриевы, обычная рабочая семья, не имеющая никакого отношения к ваххабитам, - заявил Аюп Хидриев. - Макашарип - штукатур, Амирхан - крановщик. Они работают в фирме 'Стройсервис', которая строит в Экажеве школу и мост".
Задержание братьев Хидриевых произошло 23 октября. "Во вторник к нашему дому в селе Экажево подъехала целая колонна: бронированный 'Урал', шесть 'уазиков' и 'Жигули'",- рассказывает Аюп Хидриев. По его словам, из машин вышли с полсотни человек в камуфляже и масках, определить ведомственную принадлежность которых он не смог. Аюп Хидриев утверждает, что автоматчики вели себя довольно грубо - они буквально вытащили из постели его брата Амирхана с женой Заремой и, постоянно держа их под прицелом, стали обходить все комнаты в доме, пока не нашли второго брата - Макашарипа.
Задержанных Амирхана и Макашарипа Хидриевых посадили в разные автомобили и увезли. О судьбе братьев Хидриевы не смогли выяснить ни в местном РОВД, ни в, следственном отделе и прокуратуре.
Еще вчера районные правоохранители не могли прокомментировать проведенное в Экажеве мероприятие. "Про задержание Хидриевых мне лично ничего не известно", - сказал, например, начальник следственного отдела по Назрановскому району при прокуратуре России Ибрагим Цечоев.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", вчера, 24 октября, источник в правоохранительных органах Ингушетии сообщил, что вечером 23 октября сотрудники МВД и УФСБ России по Ингушетии задержали в Назрановском районе республики двух боевиков, подозреваемых в подрыве "Невского экспресса".
Позднее глава МВД России Рашид Нургалиев подтвердил этот факт. "Эхо Москвы" передало, что задержанные братья Хидриевы, 30-летний Амирхан и 29-летний Макшарип, уже доставлены в Москву.
Как сообщал "Кавказский узел", крушение поезда номер 166 сообщением Москва - Санкт-Петербург ("Невский экспресс") произошло 13 августа в 21:38 по московскому времени на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги. С рельсов сошли электровоз и 12 вагонов. В поезде были 217 пассажиров.
В результате крушения поезда пострадали 60 пассажиров, более 30 были госпитализированы в ближайшие больницы Малой Вишеры. Обошлось без жертв. По факту крушения поезда возбуждено уголовное дело по статье "терроризм".
По делу о подрыве "Невского экспресса" были арестованы уроженец Чечни Хасан Дидигов, а также двое питерских анархистов - Андрей Каленов и Денис Зеленюк. Следствие отрабатывало разные версии подрыва поезда, однако основной версией этого теракта Генпрокуратура выбрала "чеченский след".