10:43 / 20.11.2001Еще одно преступление без наказания

Сегодня уже мало кто вспоминает о том, что десять лет тому назад 20 ноября над небом Нагорного Карабаха произошла страшная трагедия - был сбит вертолет МИ-8, в котором находились госсекретарь Тофиг Исмайлов, министр внутренних дел Магомед Асадов, генпрокурор Исмет Гаибов, депутат Вели Мамедов, известный журналист Осман Мирзоев. Пассажирами этого трагического рейса были также члены посреднической миссии - генералы, представляющие Россию и Казахстан. Все находившиеся в вертолете, а их было более 20-ти человек, погибли.

В течение этих 10-ти лет кого только не обвиняли в данной трагедии. Выдвигались самые абсурдные версии: вплоть до того, что якобы тогдашний президент Азербайджана Аяз Муталибов или же зампред Верховного совета от НФА, то есть от оппозиции, Тамерлан Караев, замешаны в этом преступлении. Естественно, самой главной версией было то, что вертолет был сбит армянами при непосредственном участии российских спецслужб.

Автор этих строк, будучи свидетелем тех событий, не является сторонником экс-президента Аяза Муталибова, да и в любви к Тамерлану Караеву или же российским спецслужбам его западозрить очень трудно. Но необходимо учесть, что во время этой трагедии тогдашний президент потерял своих самых близких соратников, в первую очередь министра внутренних дел Магомеда Асадова. Муталибов так и не смог найти достойную замену М.Асадову, который, будучи главой МВД, по сути обеспечивал относительную внутриполитическую стабильность в стране.

Кроме того, почему Муталибову нужно было дать в руки оппозиции еще один козырь, доказывающий, что он, будучи главой государства, не может гарантировать безопасность не только простых граждан, но и государственных деятелей такого высокого ранга? Зачем ему было своими руками рубить сук, на котором он сидел?.. А что касается Тамерлана Караева, то он, даже будучи в оппозиции к Аязу Муталибову, имел прекрасные отношения как с самим президентом, так и с его близким окружением. Кроме того, имея к тому времени довольно-таки шаткие позиции внутри Народного фронта, Тамерлан Караев вряд ли был заинтересован в форсировании смены власти в Азербайджане. Ведь при президентстве Муталибова он играл роль посредника между властями и НФА. В его услугах нуждались и те, и другие.

Единственным аргументом против Караева является то, что он не сел в тот злополучный вертолет. Но как утверждает сам Караев, он и Исмет Гаибов находились в то время в Агдаме совсем по другим делам. Другими словами, и генпрокурор оказался в этом вертолете случайно. По словам бывшего зампреда ВС, И.Гаибову просто захотелось быть в гуще событий. В версии совершения этого теракта со стороны российских спецслужб также очень много спорных моментов. Во-первых, сторонники этой версии почему-то забывают о том, что в этом вертолете в числе прочих находились и российские генералы. Для дестабилизации внутриполитической ситуации в Азербайджане совсем не обязательно было убивать и своих генералов.

Во-вторых, возникает вопрос: "Чего же добивалась Москва, нанося такой сильный удар по позициям внутри страны тогдашнего президента Муталибова?" Ведь в случае ухода пророссийски ориентированного Муталибова к власти могли прийти только представители национально-освободительного движения в лице Народного фронта Азербайджана... При этом полностью отбрасывать со счетов участие российских спецслужб в данном теракте нельзя. Дело в том, что московским специалистам так и не удалось якобы расшифровать "черный ящик", который все же был найден на месте трагедии. В Москве заявили, что большая часть записей "черного ящика" была уничтожена пожаром, охватившим вертолет после падения. Учитывая теплостойкость "черных ящиков", правдивость этого заявления московских специалистов вызывает большие сомнения.

Конец 1991 года был периодом очень сильного противостояния между президентом России Ельциным и президентом еще СССР Горбачевым. Напомним, что российские спецслужбы активно участвовали в этой борьбе. А посредническая инициатива по урегулированию карабахского конфликта исходила от Ельцина. Другими словами, Горбачев и его сторонники были заинтересованы в провале этой посреднической миссии.

Непосредственными исполнителями этого преступления безусловно были армяне, которым было известно о маршруте полета вертолета с посреднической миссией. Ведь посредники должны были провести переговоры и с сепаратистами из Нагорного Карабаха. Но кто им помогал? Мы вряд ли когда-либо получим достоверный ответ на этот вопрос. Хотя со стопроцентной уверенностью можно сказать, что руководство российского батальона, дислоцированного в то время в Ханкенди, безусловно было в курсе готовившегося теракта. Последующее участие военнослужащих этой военной части в Ходжалинской резне тому подтверждение.

После трагедии распространились слухи о том, что не все пассажиры МИ-8 погибли. Якобы кого-то из них даже видели живым в армянском плену. Не исключено, что кто-то из них после падения вертолета еще был жив и попал в армянский плен. Но вряд ли соответствует действительности то, что этого человека кто-то видел в армянском плену, как и то, что он может быть до сих пор жив...

Автор: