Экологическая катастрофа, которая произошла на Таманском полуострове (Краснодарский край) в Керченском проливе по своим масштабам беспрецедентна, считаете координатор Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. Основная вина лежит на власти и компаниях, которые организовали перевалку опасных грузов в таком уязвимом месте.
Как передавал "Кавказский узел", вчера, 11 ноября, в Керченском проливе Краснодарского края в результате шторма пострадали шесть российских судов (затонули два сухогруза с грузом серы, разломился танкер, сели на мель несамоходная баржа и морской плавучий кран).
Сейчас, по словам Андрея Рудомахи, на месте катастрофы работают экологи - члены организации "За спасение Тамани!". В офис Экологической Вахты в Майкопе поступают фотографии и подробности.
"Мы держим связь не только с экологами, - сказал он, - но и с местными жителями, представителями власти. Разлив нефти поистине огромен. Он достиг Азовского моря, доходит до мыса Каменный близ поселка Приазовский. В акватории Керченского пролива залита вся коса Чушка, побережье около поселка Ильич, полностью залита и коса Тузла".
По оценкам экологов, очень сильно пострадали птицы, в том числе и останавливающиеся здесь во время перелета. Сейчас наблюдается их массовая гибель, будет она продолжаться и в дальнейшем, считают экологи.
Неизмеримыми будут последствия аварии и для миграции рыбы. Керченский пролив - водоем высшей рыбохозяйственной категории. У рыбы, идущей из Черного в Азовское море, другого пути просто нет. А мазут при таких авариях ложится на дно, и его воздействие не бывает кратковременным.
"Работа по очистке разлива нефти, по нашим данным, только начата, - отметил он. - Задержка объясняется штормом. И в основном она ведется по берегу. В море осуществляется лишь откачка нефти из судов, которые повреждены".
Ситуация показала, что порт "Кавказ" не готов к таким авариям, считает эколог. Суда технически были не готовы, хотя шторма в это время здесь не редкость. А количество судов, потерпевших бедствие, говорит о том, что достаточный контроль за их техническим состоянием просто отсутствовал.
Тот факт, что через пролив осуществляется массовая рейдовая перевалка опасных грузов, замалчивается. Туда в мелководный пролив в большом количестве подходят маломерные суда, с которых эти грузы перегружаются на большегрузные. И эта авария при таком подходе становилась неизбежной.
Основную вину за катастрофу, по мнению Андрея Рудомахи, несут власти и компании, которые создали саму ситуацию, организовав перевалку в таком уязвимом месте. Хотя, безусловно, человеческий фактор - то, что корабли не вышли вовремя в море - тоже имел значение.
"Информация о том, что сера находилась якобы в контейнерах, не соответствует действительности, - сказал эколог. - Грузилась она в порте "Кавказ" насыпом. Сам порт "Кавказ" не раз получал предписания о том, что это недопустимо, поскольку рядом, в санитарной зоне живут люди, которые страдают от этого".
Руководитель общественной группы ЭКО-Защита Владимир Сливяк также считает, что авария танкера с мазутом в Керченском проливе может иметь тяжелые экологические последствия.
"Случившееся загрязнение нужно будет убирать очень долго, но даже через год, а может и дольше, последствия этого загрязнения будут очень ощутимы", - сказал Сливяк "Интерфаксу".
"Думаю, на ликвидацию последствий этой аварии уйдет, по самому оптимистичному сценарию, несколько месяцев", - заявил в свою очередь руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселёв.