Новым начальником Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил может быть назначен 50-летний генерал-лейтенант, бывший командующий 58-й армией и группировкой "Запад" в Чечне Владимир Шаманов.
"Документ уже подготовлен", - заявил "Газете GZT.ru" источник в Минобороны. Сам Шаманов комментировать эту информацию отказался, попросив подождать официального сообщения о назначении.
В то же время высокопоставленный источник в Минобороны заявил РИА Новости, что Минобороны РФ не располагает официальной информацией о назначении Владимира Шаманова. "Информации о назначении генерал-лейтенанта Владимира Шаманова на должность в Минобороны пока нет. Когда будет официальный документ, тогда Вы об этом узнаете", - сообщил источник.
По словам представителя военного ведомства, вопрос о возвращении Шаманова в армию "рассматривался уже несколько месяцев, как минимум с августа".
Как сообщает "Коммерсант", Владимир Шаманов станет первым заместителем Александра Колмакова, сменив на посту начальника управления генерал-лейтенанта Александра Лукина. "Генерал Лукин пока остается в распоряжении министра обороны, - уточнили в военном ведомстве. - Ему в конце этой недели исполнится только 56 лет. До возраста военного пенсионера он может служить еще четыре года".
Кандидатуру Владимира Шаманова якобы поддерживал первый замминистра обороны генерал-полковник Александр Колмаков, назначенный на этот пост в середине сентября этого года. До своего назначения генерал Колмаков командовал воздушно-десантными войсками (ВДВ). "Генерал Шаманов тоже служил в ВДВ, - отметили в Минобороны. - Они с генералом Колмаковым друг друга хорошо поймут как десантник десантника".
Эксперты связывают назначение Шаманова с формированием новой команды министра обороны Анатолия Сердюкова. Председатель комитета общественного совета Минобороны Виталий Шлыков заявил: "На посту начальника главного управления боевой подготовки и службы войск нужен решительный человек, особенно учитывая, что министр обороны - человек гражданский".
В Минобороны считают, что возвращение на службу генерала Шаманова должно поднять престиж ведомства в глазах самих военнослужащих, особенно перед думскими и президентскими выборами.
"Он известен как боевой генерал, ярко себя проявивший, особенно во время второй чеченской кампании. Его помнят, с ним связывают победы в Чечне. К его мнению будут прислушиваться не только по вопросам боевой подготовки, но и по политическим вопросам", - считает в Минобороны.
Кроме того, в Минобороны не исключают возвращение на службу и других генералов, проявивших себя в двух войнах в Чечне, в частности генерал-полковника Геннадия Трошева, ныне занимающего пост советника президента по делам казачества.
Как сообщал "Кавказский узел", в ходе военной кампании в Чечне с осени 1999 года генерал Владимир Шаманов являлся командиром группировки федеральных сил "Запад", в которую входила 138-я отдельная мотострелковая бригада (омсбр), дислоцирующаяся в посёлке Каменка Ленинградской области. В декабре 1999 года бригада дислоцировалась в окрестностях Урус-Мартана, в направлении села Старые Атаги. В начале феврале 2000 года части бригады участвовали в боевых действиях в окрестностях села Катыр-Юрт. В феврале-марте 2000 года бригада осуществила переход через территорию Ингушетии по горам от села Старые Атаги до райцентра Итум-Кале.
Бригада участвовала в составе миротворческих сил в Приднестровье, в Абхазии и в Южной Осетии. В настоящее время целиком сформирована на контрактной основе.
Между войнами бригадой командовал генерал-майор Михаил Малофеев, погибший в 1999 году при штурме столицы Чечни Грозного, а в ходе второй чеченской войны - генерал-майор Игорь Турченюк.
Впоследствии, в 2000 году, как сообщает "Комсомольская правда" генерал-майор Турченюк И. Н. (комдив, Ленинградский военный округ, Выборг) привлекался к уголовной ответственности - против него было возбуждено уголовное дело по статье 285 УК РФ ("злоупотребление должностными полномочиями"; суть правонарушения не выяснена; уголовное дело прекращено "вследствие изменения обстановки"). В 2001 году обучался в Академии Генерального штаба. В 2005 году приказом министра обороны Сергея Иванова генерал-майор Турченюк был назначен председателем Государственной аттестационной комиссии и принимал экзамены у курсантов Дальневосточного высшего командного училища.
По данным "Мемориала", 13 сентября 2000 года в окрестностях села Старые Атаги Грозненского (сельского) района Чеченской Республики были вскрыты несколько захоронений, в которых находились тела людей, ранее задержанных российскими военнослужащими или сотрудниками федеральных силовых структур, а затем "исчезнувших".
14 июня 2000 года в полутора-двух километрах к западу от села Старые Атаги, в той стороне, где ранее дислоцировалась 138 омсбр, было обнаружено захоронение, в котором нашли трупы трех братьев Гиреевых и Мусы Сугаипова. У всех были переломаны кисти рук, разбиты коленные чашечки, сломаны ребра, руки связаны проволокой за спиной. Все четверо были убиты выстрелом в голову. Они были задержаны 27 января 2000 года и увезены российскими военнослужащими в неизвестном направлении. Свидетели, однако, видели, как автомобиль одного из братьев Гиреевых с двумя военными в масках направлялся села Гойты, к месту расположения бригады.
Подразделения 138-й омсбр участвовали в боевых действиях в районе села Катыр-Юрт в начале февраля 2000 г. Тогда командование группировки федеральных сил "Запад" преднамеренно допустило вход отрядов боевиков Чечни в этот населённый пункт, который затем был блокирован и подвергся массированным ударам артиллерии и авиации. При этом из села не было эвакуировано мирное население. Действия российских войск привели к массовой гибели мирных жителей села.
К концу января 2000 года несколько тысяч чеченских боевиков оставались в блокированном российскими войсками в Грозном. Хотя за несколько месяцев бомбардировок и артобстрелов город был почти полностью разрушен, федеральным силам еще предстояло занимать с боем эти развалины.
Как утверждали командовавшие в Чечне группировками генералы Казанцев и Шаманов, в конце января 2000 г. была проведена секретная операция по выманиванию чеченских отрядов из Грозного. Якобы до чеченских полевых командиров была доведена информация, что у российских военных можно купить безопасный "коридор" для выхода из Грозного в горы. Те, якобы, оплатили коридор. Но на самом деле, по словам генералов, на этом пути боевиков поджидали минные поля, а артиллерия и авиация наносили удары по всему их маршруту выхода из Грозного. Маршрут этот проходил через ряд сел. По мере того как отряды боевиков входили в эти села, их блокировали там, и вместе с находившимися там мирными жителями "накрывали" огнём артиллерии и авиацией. Жителям сел не предоставляли никаких "гуманитарных коридоров" для безопасного выхода. Чеченские отряды в итоге понесли большие потери, но все же основная их часть прошла в горы. Но еще больше было погибших среди гражданского населения, пишет "Мемориал".
Именно так развивались события в селе Катыр-Юрт, которое незадолго до того было объявлено российскими военными "безопасной зоной", и где поэтому, кроме постоянного населения, скопилось много беженцев. Согласно осуществлённому замыслу военного командования, первоначально блокировали село, оставив северную окраину открытой для входа туда боевиков, а когда те вошли, замкнули кольцо. После этого началась бомбардировка и обстрел, в результате которых погибли десятки (по официальной версии) или сотни (по данным правозащитников) мирных жителей.
Эти события были предметом разбирательства в Европейском суде по правам человека. Суд вынес решение, согласно которому Российская Федерация была признана виновной. Суд решил, что военная операция планировалась и осуществлялась таким образом, что не могла не привести к ничем не оправданной гибели мирного населения. Никто из военных не понес за это наказания.
Как утверждают правозащитники, участие подразделений 138 омсбр в блокировании и обстреле села Катыр-Юрт доказано материалами уголовного дела, которое расследовала военная прокуратура.
"138-я омсбр принимала участие в операциях, где не были приняты никакие меры для защиты невоюющего гражданского населения. Более того, есть основания усматривать причастность военнослужащих к таким преступлениям, как похищение людей, пытки и внесудебные казни. Эти преступления за прошедшие шесть лет не расследованы, а виновные не были наказаны. Не наказаны и командовавшие бригадой и всей группировкой генералы", - заявлял ранее ПЦ "Мемориал".