Искоренить насилие в армейских коллективах можно с помощью гуманизма. Российская армия испытывает крайний недостаток в человеколюбии.
Такое заявление сделал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Бачман, политолог, активист антифашистского движения Волгограда.
"Не смотря на банальность моего посыла, заявляю, основываясь на собственном опыте воинской службы, что наша армия испытывает крайний недостаток в человеколюбии", - сказал Андрей, раскрывая свой дембельский альбом. - Вот обратите внимание. Снимал специально для истории. Это наша казарма. (На нескольких фотографиях запечатлены мрачные коридоры. Краска на стенах облуплена. Люстры отсутствуют: с потолка свисают лампочки, прим. "Кавказского узла"). Вот, туалет снял специально. Ужасное зрелище. А это мы в таком виде собираем для дивизии картошку (Солдаты в рваных замусоленных бушлатах работают в поле по колено в грязи, прим. "Кавказского узла")".
Бачман поясняет, что снять все тяготы армейской жизни ему не удалось: "В нашей части не разрешалось фотографировать - секретность повышенная. Так что зафиксировать живописные сцены армейского насилия и офицерского тупоумия не получилось".
Волгоградский антифашист перечислил основные причины возникновения насилия в армейских коллективах: "скотские" бытовые условия в казармах и военных городках, "скотский" кулинарный набор в столовых, из-за которого солдаты испытывают постоянный голод, "скотское" отношение прапорщиков и офицеров к солдатам-срочникам, невозможность полноценно отдохнуть и снять накопленное напряжение, из-за чего солдаты находятся постоянно в "сомнамбулическом состоянии", отсутствие воспитательной и профилактической работы со стороны командного состава войсковых частей.
"Откуда берутся такие явления как дедовщина и землячество? - спрашивает Бачман и отвечает. - Они произрастают из полного отсутствия культуры воинского общежития. У нас сержанты не обладают авторитетом, таким, например, как в армиях Западных стран. Они не выполняют своих воспитательных функций на низовом казарменном уровне. Даже наоборот, сержанты часто сами бывают зачинщиками беспорядков и правонарушений. Армейский быт напоминает быт колоний, в которых содержатся уголовники. В армейских частях не соблюдаются принципы трудового законодательства. У срочников практически нет свободного времени, нет места, где он может уединиться и элементарно отдохнуть. Отпускать срочников в законный отпуск для начальства - признак плохого тона. А увольнительные во многих частях вообще не практикуются. Даже в колониях стали создавать центры для релаксации, а наш солдат находится в постоянном напряжении, в постоянном стрессе. Отсюда и агрессия. Отсюда и стайное брутальное поведение, стремление к групповой защите и подавлению аутсайдеров".
Андрей Бачман настаивает на том, что необходимость перестройки системы срочной армейской службы давно назрела.
"Молодые люди боятся идти в армию не из-за того, что боятся трудностей реальной армейской жизни. Они боятся "скотской" бытовщины и "скотского" к себе отношения, рутины боятся, рутины, которая не имеет к воинской жизни никакого отношения. А ее в современной российской армии хоть отбавляй! Так что больше гуманизма, больше человечности в отношениях с призывниками и солдатами-срочниками. И тогда служба в армии станет действительно почетной и приятной обязанностью!", - высказался, прощаясь, Андрей Бачман.
Согласно официальным сообщениям пресс-службы Генпрокуратуры РФ положение в армии заметно улучшается. Так, в сравнении с аналогичным периодом 2006 года более чем на две тысячи сократилось общее количество преступлений, совершенных военнослужащими. На 22,8 процента меньше учтено тяжких и особо тяжких преступлений, на 10 процентов уменьшилось число противоправных деяний экономической направленности, а преступлений против военной службы - на 21,9процента. Более чем на одну треть сократилось количество нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. При этом число лиц, пострадавших от "неуставных" проявлений и рукоприкладства стало почти на одну тысячу меньше.
Усилиями военных прокуроров в сфере обеспечения конституционных прав и социальных гарантий военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей и других граждан предотвращено более 30 тысяч нарушений законов, восстановлены права почти 200 тысяч лиц. В ходе надзорной деятельности органами военной прокуратуры в государственную казну возвращено более 500 млн. рублей.
Вместе с тем, Главный военный прокурор отметил, что число совершенных в войсках правонарушений по-прежнему остается достаточно высоким. Насилие в армейских коллективах продолжает оставаться одной из главных причин уклонений от прохождения военной службы, все еще велико число противоправных посягательств на военное имущество и бюджетные средства, выделенные на нужды обороны. При общем увеличении числа военнослужащих по контракту в 2006 году на 11,3 процента, а в частях постоянной готовности - на 21,7 процента, количество преступлений, совершенных ими, увеличилось более чем вдвое - с 1,5 тысячи в 2005 году до почти 4 тысяч в 2006 году. В текущем году число преступлений возросло в 1,7 раза.