Канал Рен-ТВ рассматривает возможность обращения в Генеральную прокуратуру России и МВД РФ с просьбой взять на особый контроль дело об избиении и ограблении журналистов в Ингушетии в ночь на 24 ноября. Об этом говорится в официальном письме, распространенном пресс-службой телеканала, ставшим ответом на письмо депутатов Народного Собрания Ингушетии к генеральному директору медиахолдинга Рен-ТВ Александру Орджоникидзе.
Отмечается, что со стороны правоохранительных органов республики имели место неоднократные попытки помешать работе съёмочной группы программы "Неделя с Марианной Максимовской", что позволяет говорить о тенденции и о том, что есть "достаточно могущественные силы", которые не заинтересованы в объективном освещении того, что происходит в Ингушетии.
В письме депутатов, цитируемом Агентством национальных новостей, выражается озабоченность инцидентом. Депутаты, как отмечается в письме, считают, что это была "провокация, осуществленная и разработанная деструктивными силами, заинтересованными в попытках дестабилизировать ситуацию в регионе".
Вместе с тем, депутаты в своем письме критикуют работу Рен-ТВ по освещению ситуации в республике, что вызывает возмущение со стороны телеканала.
"Уважаемые депутаты, вам не понятна логика "госпожи Максимовской, направляющей в Ингушетию на освещение попытки проведения, заметим, несанкционированного митинга аж две группы журналистов", - говорится в письме пресс-службы Рен-ТВ. - Во-первых, едва ли в компетенцию законодателей входит понимание логики редакционного процесса, а тем более вмешательство в неё".
Журналисты отмечают, что рекомендации руководству канала, как организовывать редакционный процесс, противоречат законодательству. Они напоминают, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О средствах массовой информации" "цензура массовой информации <...> не допускается". "Кроме того, статья 47 Закона определяет права журналиста, которые были явно нарушены в ходе командировки наших коллег в Республику Ингушетия, - говорится в письме Рен-ТВ. - Наконец, статья 58-я Закона говорит, что "ущемление свободы массовой информации <...> посредством осуществления цензуры; <...> установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации; <...> нарушения прав журналиста <...> влечёт уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Отмечается, что в Ингушетии в конце ноября работала только одна группа программы "Неделя", вторая группа представляла информационную программу "24", что является обычной практикой.
В Рен-ТВ согласны с тем, что происшедшее является провокацией, однако на сегодняшний день не могут разделить уверенности в том, что, как отмечается в письме депутатов, "правоохранительные органы республики адекватно отреагируют на эту провокацию и обязательно накажут виновных".
"К сожалению, реакция правоохранительных органов не была адекватной ни во время захвата нашей группы в одном из самых охраняемых отелей Назрани "Асса", ни потом — когда их вывозили из города, - говорится в ответе журналистов на обращение депутатов Ингушетии. - Многочасовые допросы (без оказания медицинской помощи, без нормального медицинского освидетельствования, без возможности выйти из кабинета), удержание журналистов, больше похожее на задержание, - всё это мало чем отличается от действий указанных в письме "деструктивных сил".
Как уже сообщал "Кавказский узел", члены съемочной бригады компании Рен-ТВ, которые в Ингушетии в ночь на субботу, 24 ноября, были похищены и избиты, уверены, что на них напали сотрудники местных спецслужб.
Как рассказал после возвращения в Москву журналист Станислав Горячих, "состояние пострадавших в целом нормальное - явных переломов ни у кого из нас нет, но ссадины и синяки есть, конечно, у всех". Как отметил тележурналист, неизвестные в масках, избивая сотрудников компании и главу "Мемориала" Олега Орлова вели себя предельно спокойно. По его словам, которые цитирует "Коммерсант", "никто, кроме сотрудников спецслужб, так себя не ведет".
Между тем, по словам самого Орлова, которого похитили из отеля в Ингушетии вместе с журналистами, целью похищения было не дать телевизионщикам снять массовый митинг протеста в Назрани. В том числе поэтому корреспондентов так долго, почти до конца митинга, не выпускали из ГУВД, отмечает Орлов.
Председатель правления Международного общества "Мемориал" Арсений Рогинский назвал похищение Орлова и журналистов "Рен-ТВ" "акцией устрашения" и также высказал мнение, что произошедшее с ними было, скорее всего, связано с массовым митингом протеста ингушей в Назрани.
Напомним, что проходивший 24 ноября в Назрани заранее запланированный массовый митинг протеста ингушей против обострения ситуации в республике и произвола силовиков не обошелся без силового конфликта. Милиционеры избивали митингующих, применяли стрельбу и другие методы устрашения собравшихся. Силовики задержали и увезли с места проведения акции около 100 человек, их судьба неизвестна.
Международная правозащитная организация Amnesty International настаивает на беспристрастном расследовании нападения в Ингушетии на журналистов "Рен-ТВ" и главу правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова и призывает российское правительство предать правосудию тех, кто подозревается в данном нарушении закона.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", поздно вечером 23 ноября наряд патрульно-постовой службы, несшей дежурство в гостинице Асса в Назрани, по приказу вышестоящего начальства покинул свой пост. Спустя примерно час к гостинице подъехала белая "Газель", из которой вышли до 15 вооруженных людей в камуфляже и в масках.
Назвавшиеся сотрудниками "антитеррора", эти люди поднялись в номер к Олегу Орлову и вывели его оттуда, забрав у него компьютер, мобильный телефон, документы и деньги. Затем они вывели из своих номеров также сотрудников Рен-ТВ. Полуодетых, без обуви, их посадили в "Газель", сказав, что отвезут "в отдел", и надели им на головы непрозрачные мешки.
Спустя несколько часов машина, в которой везли похищенных, остановилась, правозащитника и журналистов похитители выбросили из "Газели", избили, угрожая расстрелом, и уехали.
Освободившись от мешков на головах, похищенные увидели, что находятся в чистом поле. Они самостоятельно дошли до ближайшего населенного пункта (это была ст. Нестеровская Сунженского района Ингушетии) и обратились в местное отделение милиции.
У одного из членов съемочной группы "Рен-ТВ" наблюдаются симптомы серьезного сотрясения мозга, он пострадал больше других.