В Ингушетии к делу об избиении съемочной группы Рен-ТВ подключились правозащитники: глава совета по правам человека при президенте Элла Памфилова обратилась лично к генеральному прокурору России Юрию Чайке. Статьи, по которым возбужденно уголовное дело, правозащитники посчитали слишком мягкими, так как там нет ни слова о похищении и избиении.
"Напрашивается неутешительный вывод — или республиканское руководство не контролируют ситуацию в Ингушетии, или эта противоправная акция проводилась с ведома определённых должностных лиц", - говорится в послании к Чайке. "Прошу Вас, уважаемый Юрий Яковлевич, сделать всё возможное для установления истины", - обращается к прокурору Памфилова.
Кроме нее под письмом подписались руководители 14 правозащитных организаций, сообщает NewTimes. По мнению правозащитников, уголовное дело возбуждено по неадекватно-мягким статьям: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», «Незаконное проникновение в жилище» и «Грабеж — открытое хищение чужого имущества».
В то же время, как уверены правозащитники, следствие пока игнорирует целый букет более тяжких статей: «Похищение человека», «Угроза убийством», «Нанесение побоев», «Причинение умышленного вреда здоровью». А полуторачасовая пробежка босиком по морозу — достаточное основание, что бы говорить о «бесчеловечном обращении» — эта статья применяется в исключительных случаях.
Отмечается также, что в уголовном деле никак не отражено незаконное удержание журналистов в ОВД Назрани, где они давали показания. Официально потерпевшие, фактически оказались на правах задержанных — к ним даже не пускали врачей. Интересно, что журналистов отпустили только после разгона митинга, освещать который они и приехали.
По мнению Асламбека Аслаханова, советника президента РФ, люди, похитившие журналистов и правозащитника, "тупо исполняли чью-то волю". "Если раньше убивали всех, кого брали, а сейчас только избили, показательно, что б другим журналистом не повадно было давать объективный материал по Ингушетии", - говорит Аслаханов. "Показательно это было слишком", - уверен он.
Вместе с этим, как ранее сообщал "Кавказский узел", по мнению председателя Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, его и съемочную группу Рен-ТВ в Ингушетии похитили представители силовых структур, которые действовали целенаправленно. "За два часа до нашего похищения была отозвана охрана "Ассы" - сотрудники ППС МВД РИ, приказ на это мог поступить только из МВД РИ", - говорит Орлов. "По словам директора гостиницы "Асса", о факте похищения он сразу же сообщил в милицию, и на место похищения сразу выехали сотрудники милиции, но в ГОВД сообщают, что им стало об этом известно только в 05.00 утра, - сообщает он. - Похитители действовали не случайно. К примеру, они вначале внимательно просматривали регистрационный журнал, то ли кого-то искали, то ли выбирали".
В свою очередь, канал Рен-ТВ рассматривает возможность обращения в Генеральную прокуратуру России и МВД РФ с просьбой взять на особый контроль дело об избиении и ограблении журналистов в Ингушетии в ночь на 24 ноября. Об этом говорится в официальном письме, распространенном пресс-службой телеканала, ставшим ответом на письмо депутатов Народного Собрания Ингушетии к генеральному директору медиахолдинга Рен-ТВ Александру Орджоникидзе. В письме отмечается, что со стороны правоохранительных органов республики имели место неоднократные попытки помешать работе съёмочной группы программы "Неделя с Марианной Максимовской", что позволяет говорить о тенденции и о том, что есть "достаточно могущественные силы", которые не заинтересованы в объективном освещении того, что происходит в Ингушетии.
Председатель Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов был похищен вместе с корреспондентами РЕН-ТВ Кареном Сахиновым, Артемом Высоцким и Станиславом Горячих из гостиницы "Асса" в. Назрани и затем избит в ночь с 23 на 24 ноября.
Как сообщал "Кавказский узел", проходивший 24 ноября в Назрани заранее запланированный массовый митинг протеста ингушей против обострения ситуации в республике и произвола силовиков не обошелся без силового конфликта. Милиционеры избивали митингующих, применяли стрельбу и другие методы устрашения собравшихся. Силовики задержали и увезли с места проведения акции около 100 человек, их судьба неизвестна.