2 декабря 2007 года в России пройдут выборы депутатов Государственной Думы РФ пятого созыва. "Кавказский узел" публикует серию интервью с федеральными и региональными лидерами партий, принимающих участие в предвыборной кампании.
На вопросы корреспондента "Кавказского узла" ответил лидер Российской объединённой демократической партии "Яблоко", кандидат в депутаты ГосДумы (номер 1 федерального списка партии) Григорий Явлинский.
- Какова была реакция властей Дагестана на убийство председателя отделения партии "Яблоко" в Дагестане Фарида Бабаева?
- На следующее утро после расстрела мне звонил президент Дагестана Муху Алиев, выразил соболезнования. Добавив, правда, странную фразу, что Бабаев им ничем не угрожал, поэтому, руководство Дагестана совсем не было заинтересовано в его убийстве. Это фраза, ставшая уже традиционной из уст представителей власти после такого рода трагедий. Но от этого она не становится менее странной. Кроме того, позднее с нами связались министр здравоохранения, госсекретарь Республики Дагестан.
- Они просто выражали соболезнования?
- Министр здравоохранения Дагестана Ильяс Мамаев связывался для того, чтобы встретить врача, нейрореаниматолога из мобильной бригады московского Института нейрохирургии, которого мы туда направили. В Институте нейрохирургии есть очень сильные хирурги, которые в случае таких событий выезжают на место и там оказывают помощь или забирают пострадавшего к себе. Почти сразу после покушения на Фарида, ночью, мы уже связались с этой бригадой нейрохирургов и первым же самолётом отправили в Дагестан их консультанта. Он должен был определить, что необходимо делать, чтобы спасти тяжелораненого Фарида, и где лучше это делать, можно ли его транспортировать в Москву. Встречал его в аэропорту и помогал ему там работать министр здравоохранения Дагестана.
Госсекретарь РД Такибат Махмудова, связывалась с нами по поводу моего приезда. Она координировала обеспечение нашего визита со стороны руководства республики, когда горе уже случилось, Фарид умер. Её определил в этом качестве, как я понимаю, Муху Алиев.
- Как проходил Ваш визит в Дагестан?
- Встречал нас в Махачкале председатель Народного собрания РД Магомед Сулейманов. Он сказал, что отвечает за организацию моего пребывания и за мою безопасность. Уже темно было, на кладбище ехать было невозможно. Кроме того, Сулейманов сказал, что там открытое пространство и поэтому опасно. Но я сказал, что я на кладбище поеду в любом случае. Если он не хочет, пусть не едет - я туда поеду на других машинах, которые были подготовлены "Яблоком".
Потом мы поехали домой к Фариду Бабаеву, выразить наши чувства и соболезнования его родным и близким. Потом я говорил, что Фарид был человеком необычным, редким. Он говорил то, что думал и чётко называл тех, кого он считает виновными в нарушении законов и тех, кого он считает ответственными за исчезновения, убийства, пытки людей, коррупцию в республике. Он был настоящий правозащитник и политик. В связи с выборами он получил больше возможностей для донесения своей позиции и информации до населения и, наверное, это стало причиной его расстрела.
Власти несут всю ответственность за то, что произошло, потому что факт заключается в том, что Фарид критиковал чиновников, должностных лиц и был убит. Это моё заявление вызвало огромное неудовольствие у председателя Народного собрания Сулейманова. Он стал говорить, что такие обвинения неприемлемы. Угрожал и предлагал идти на ковёр драться, охрану вызывал и тому подобное. На пресс-конференции, проведённой "Яблоком" в Махачкале, я сказал, что то, как он себя ведёт – позор. В таком поведении представителей властей нет ничего нового, удивительного, но привыкнуть к нему нельзя.
- Как проходит предвыборная кампания в Южном федеральном округе, какие у неё особенности?
- Вот так и проходит. Человека взяли и убили. Первый номер в региональном списке партии. Вот вам и особенности. Дальше некуда. Больших особенностей на свете уже и не бывает. В конце октября на Северный Кавказ совершили поездку Сергей Адамович Ковалёв и Валерий Васильевич Борщёв. Они свидетельствуют, что там люди очень напуганы. Им очень страшно.
- Мне рассказывали, что на встречу с Ковалёвым в Грозном местное отделение "Яблока" даже почти никого не приглашало. Видимо, опасались, что их будут преследовать за это?
- Возможно. Это не удивительно. А как быть, когда люди живут там в постоянном страхе за свою жизнь? Наши правозащитники после поездки рассказывали, что в Грозном не только боятся критиковать президента Кадырова – бояться НЕ хвалить.
- Использует ли "партия власти" административный ресурс? Насколько эта кампания честная, какие конкретные нарушения замечены? Происходит ли давление властей на РОДП "Яблоко", изымают ли, скажем тиражи агитационной продукции, как массово произошло с СПС?
- Каждый день. Вся кампания идёт в таком милицейском русле. Сидит "Единая Россия" и прославляет своего руководителя. А выборы за неё ведут милиция и другие правоохранительные органы: останавливают машины, задерживают тиражи, пугают агитаторов.
Приведу в пример реальный факт. Идут машины с печатной продукцией из Челябинска в Екатеринбург. Их останавливает ГИБДД. По закону милиция имеет право задержать автомобили на три часа, чтобы проверить, что они везут. Если это делает каждый пост ДПС, представляете себе, сколько это занимает времени? То есть Вы едите, вас остановили. Держат три часа, потом отпускают. Вы проехали ещё 50 км – следующий пост. Вас снова задержали на три часа. И день закончился. Как и когда работать в таких условиях?
- Каковы основные положения предвыборной программы партии "Яблоко" в целом и по отношению к ЮФО в частности?
- В целом, наша кампания направлена на сохранение Конституции России. И на то, чтобы предупредить общество о том, что Путин восстанавливает однопартийную систему. Все мы хорошо знаем, что такое однопартийная система. Наличие в парламенте жириновцев и коммунистов никак не меняет эту ситуацию. Эта система будет иметь своим следствием взрыв коррупции, бесправия, насилия, неправосудности и подобных неприятных явлений.
Поэтому главный лозунг нашей кампании: "Поставить власть под контроль граждан!". Мы считаем, что это самый принципиальный вопрос: "Кто контролирует власть?". "Яблоко" утверждает, что не народ должен присягать на верность вождю, а президент на верность народу. Такое наше принципиальное отличие от нынешней партии власти.
Второй наш лозунг в большей степени касается Южного федерального округа: "За дружбу народов! За интернационализм!". Кстати, на митинг, посвящённый именно этой теме, прошедший 4 ноября 2007 года неподалёку от Кремля, в Москву приезжал Фарид Бабаев. Это было его последним публичным выступлением.
Сейчас речь идёт не о каких-то частностях, а о самом конституционном устройстве Российской Федерации: будет ли пересмотрена конституция путинским большинством парламента и будет ли в России, уже в соответствии с новой конституцией, установлена настоящая авторитарно-тоталитарная система. Вот, за что идёт борьба.
- Какие конкретные шаги в Госдуме будут предприняты "Яблоком" для защиты интересов ваших избирателей в случае победы на выборах?
- Мы, конечно, будем в меньшинстве, но сам факт нашего прохождения, наличия в Думе независимой фракции, на мой взгляд, имеет огромное значение. И мы будем изо всех сил стараться не допустить пересмотра конституции. Одним из важнейших направлений нашей деятельности будет борьба с национализмом.
- Как с ним бороться?
- Добиваться, чтобы закон был одинаков для всех, независимо от того, какой у вас нос, цвет кожи или разрез глаз. Кроме того, если у нас будет фракция в Госдуме, то мы никогда не позволим устраивать такие кампании травли от имени государства, как была с грузинами, например.
- Как Вы оцениваете предупреждение прокуратуры краснодарскому отделению партии "Яблоко" о недопустимости экстремистской деятельности в связи с использованием во время игры в выборы книг Пионтковского?
- Мы хотим напомнить всем, что те, кто судит книги - являются людьми, которые очень скоро начнут устраивать суды Линча над согражданами. Это неизбежная связь. Об этом было сказано ещё в 30-е годы XX века, когда те, кто жгли книги на площадях, потом убивали людей. Мы не раз заявляли, что мы уверенно будем отстаивать право одного из наших лидеров Андрея Пионтковского - известного политолога и учёного – защищать его и его право на свободу слова, свободу мысли. Это очень серьёзная, прецедентная ситуация. Ни о каком экстремизме в его книгах даже и речи идти не может. Это очень острая, критическая литература - он имеет право на свою точку зрения. "Яблоко" публиковало эти книги и считает, что точка зрения, выраженная в них, имеет общественное значение.
- Сколько голосов "Яблоко" рассчитывает получить на выборах?
- Мы хотим фракцию создать. При таком давлении, главное преодолеть семипроцентный барьер и создать фракцию.
30 ноября 2007 года
С Григорием Явлинским беседовал собственный корреспондент "Кавказского узла" Вячеслав Ферапошкин.