В Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону на процессе по делу Евгения Худякова и Сергея Аракчеева, обвиняемых в убийстве мирных жителей Чечни, в прениях сторон выступил один из трех адвокатов Аракчеева Дмитрий Аграновский, который считает, что свидетели давали показания под давлением.
Как завил Дмитрий Аграновский, "это уголовное дело нуждается в особо тщательном подходе". Свою речь адвокат начал с характеристики своего подзащитного, заметив, что отзывы командования и сослуживцев в адрес Сергея Аракчеева только положительные. По мнению Дмитрия Аграновского, "в обвинительном заключении описаны неправдоподобные обстоятельства".
Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", в своем выступлении Дмитрий Аграновский остановился на эпизоде, когда, судя по обвинительному заключению, в 18 часов 15 января 2003 года, подсудимый Худяков заметил, что с расстояния 600 метров за ним наблюдают, и чтобы скрыть следы преступления, приказал поджечь "КАМАЗ" потерпевших.
По словам Аграновского, " мы направили запрос с институт астрономии МГУ, и получили ответ, из которого следует, что в это время года заход солнца в районе Грозного происходит в 16.40, а в полная темнота наступает в 17.53. Значит, видеть кого-либо Худяков не мог, тем более нелогично подрывать машину, пытаясь уйти незамеченным". Кроме того, адвокат утверждает, что 15 января Аракчеев и Худяков выполняли разные задачи и не выезжали куда-либо на одном БТРе, об этом свидетельствуют приказы командования и показания свидетелей.
"Все обвинение строится на показании одного свидетеля - рядового Цупика, - заявил Дмитрий Аграновский. - При этом никто из свидетелей никогда не утверждал, что видел, как Аракчеев кого-либо убивал. Из материалов дела следует, что в военную прокуратуру после инцидента 15 января было доставлено около 10 военнослужащих. Позднее они рассказали, что их допрашивали с пристрастием.
В частности, Денис Мелов рассказал, что следователь бил его бутылкой по голове и говорил, что ели он не даст нужные показания, то никогда не уедет из Чечни. Андрей Чурин заявил на суде, что в прокуратуре ему нарисовали схему, как все просисходило, и попросили все подтвердить.
Как заявили военнослужащие, в прокуратуру их вызвали утром, держали целый день и приступали к допросу только ночью, после чего солдаты безоружные должны были возвращаться в расположение части. Перед ними поставили задачу - или они покажут на Худяков и Аракчеева, или сядут сами".
Дмитрий Аграновский заявил, что считает Худякова и Аракчеева невиновными: "Это дважды признавал суд присяжных. В ходе последнего процесса мы получили еще больше доказательств их невиновности - были допрошены новые свидетели, проведены новых экспертизы. Надеюсь, что приговор суда не будет исходить из соображений политической целесообразности".
Как уже сообщал "Кавказский узел", дело Худякова- Аракчеева дважды рассматривалось судом присяжных, и дважды военнослужащие были оправданы, после чего Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение. В ходе последнего разбирательства на процессе было завершено судебное следствие, после чего 21 ноября стороны приступили к прениям. Представители гособвинения, выступив в прениях, заявили о том, что считают целесообразным назначение Худякову и Аракчееву наказания в виде 20 и 18 лет лишения свободы.
Как следует из материалов дела, 15 января 2003 года Худяков и Аракчеев командовали разведгруппой, проводившей спецоперацию недалеко от аэропорта "Северный". Одну из дорог они перегородили БТРом и остановили проезжавшую "Волгу", задержав водителя. Через некоторое время по дороге проезжал "КАМАЗ". Его водителя и двух пассажиров, как следует из обвинительного заключения, Евгений Худяков расстрелял. Военнослужащие сложили трупы в машину, и облив бензином, подожгли.