Конфликтолог из Южной Осетии Дина Алборова считает, что признание Косово рано или поздно произойдет и станет прецедентом для остальных непризнанных государств, чего боятся страны, у которых на территории есть схожие проблемы.
"В отличие от руководства Российской Федерации, я считаю, что Косово признать надо. Хотя даже в Евросоюзе есть страны, которые не хотели бы этого. Как правило, это страны у которых внутри есть проблемы подобного рода. Возможно, не такие острые, но угроза, что цепная реакция Косова заденет и их, чувствуется", - отметила в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Дина Алборова.
"Но, тем не менее, большинство стран ЕС выступают за независимость Косово. И в первую очередь, это связано с геополитикой. Косово - это Балканы, Косово - это Европа, а Европе не нужны проблемы, и тем более, что Косово под протекторатом ООН. Поэтому это "вопрос чести" и для ЕС и для ООН. Европе легче признать еще одно государство, нежели решать вопросы вековой вражды и держать там свои миротворческие силы", - добавила она.
Конфликтолог полагает, что ситуация в Косово действительно уникальна, но эта уникальность, по ее мнению, "никому не дает права признавать одних и не признавать других".
"Мне кажется, признание Косово все же будет - сегодня, завтра или послезавтра, но оно будет. И это прецедент, кто бы что ни говорил. И вот этого прецедента все боятся. Поэтому выдумываются оправдания, говорится об уникальности Косова и т.д.", - говорит Дина Алборова.
Дина Алборова также прокомментировала мнение некоторых политологов и правозащитников о том, что признание независимости Косово может привести к вспышке насилия.
"Очень сложно ответить на вопрос о том, повлечет ли признание Косово войну с Сербией, а признание Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха - войну с теми государствами, с кем у них конфликт. Например, если признание Косово все же состоится, то радикальная часть сербов, явно, не захочет с этим согласится. То же самое может произойти здесь. Это один сценарий", - поясняет Алборова.
Второй сценарий конфликтолог видит таким: "Если страну признает мировое сообщество, то это означает, что эта страна имеет те же права, что и все остальные. И по международным договоренностям ООН, уже есть механизмы защиты признанных стран, чего нет в нашем случае, когда мы непризнанны. Как только меняется статус - меняется и правовая база. И в этом смысле война уже опасна для той страны, которая ее развяжет".
"Другая опасность - это внутренние волнения, - отмечает конфликтолог. - Например, в том же Косово могут быть выступления сербов проживающих в этом крае. И что будет происходить - еще одна волна насилия, еще один геноцид?".
По мнению Дины Алборовой, сами косовары должны "думать о том, как они будут защищать права сербского меньшинства" после признания независимости Косово.
"К сожалению, практика показывает, что народ, который был зависим когда-то, получив независимость, начинает относится к меньшинствам так же, как относились к ним. И это, на мой взгляд, самая большая опасность. И если новообразованное государство сможет защитить права национальных меньшинств на своей территории, тогда оно может доказать всем, что оно имеет право на жизнь", - подытожила югоосетинский конфликтолог.
Как уже сообщал "Кавказский узел", первый заместитель председателя парламента Южной Осетии Тарзан Кокойты считает, что признание независимости Косово станет прецедентом для Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья и Нагорного Карабаха.
Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба также надеется, что прошедшие в Косово парламентские выборы внесут серьезные изменения и в ситуацию с признанием Абхазии.
В свою очередь, политологи в Грузии считают, что Косово не станет прецедентом для Абхазии и Южной Осетии. По их мнению, "все зависит от интересов крупных игроков в регионе - США и России", но ни Россия, ни США не заинтересованы в признании независимости конфликтных регионов Грузии.
Заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид также придерживается мнения, что Косово не является прецедентом для Абхазии и Южной Осетии. "Статус Косово не имеет никакой связи с Грузией. Косово не является прецедентом для Абхазии, Южной Осетии или Приднестровья. Мы не поддержим те страны, которые оценят Косово как прецедент", - заявил Фрид.
Напомним, что 10 декабря истек 120-дневный срок, в течение которого Белград и Приштина должны были достигнуть соглашения о статусе Косово.