В Волгоградской области нет уполномоченного органа, осуществляющего контроль и лицензирование деятельности поисковых объединений. Работа поисковых отрядов носит бессистемный характер и не согласуется с программами государственных органов. Несовершенство законов приводит к многочисленным нарушениям и недоразумениям в работе поисковиков.
"Постановлением администрации Волгоградской области "О создании мемориальных зон" наш Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры (ОНПЦ) был определен специально уполномоченным государственным органом, которому в апреле 1996 года Приказом начальника управления культуры было поручено лицензирование отрядов, - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Петр Захаров, специалист-историк ОНПЦ. По его словам, работа ОНПЦ в этом направлении носит общественный и "неузаконенный" характер.
"Ни финансовых средств на этот вид деятельности, ни дополнительных сотрудников нам выделено не было. К этому нужно добавить несовершенство законов, регулирующих данный вид деятельности. Все это порождает массу проблем, решать которые собственными силами мы не можем", - отметил Захаров.
Петр Евгеньевич перечислил основные проблемы, с которыми ОНПЦ столкнулось, работая с поисковыми отрядами.
Мероприятия по реализации Постановления "О создании мемориальных зон" (от 31.10.1995 г. №546) с 1996 года не финансировались и, в основном, сводились к предварительным историко-архивным изысканиям и полевым поисковым работам.
Финансирование Волгоградского общества (ВРОО) "Поиск" через Комитет по делам молодежи направлено непосредственно на организацию поисковых работ. При этом до сих пор отсутствуют помещения для временного хранения останков погибших солдат до их захоронения. Организация захоронений, за исключением мемориальных кладбищ на Мамаевом кургане и в Россошке, проходит без уведомления госоргана по охране объектов культурного наследия и паспортизации.
Подписанные ранее договоры о сотрудничестве с Областным обществом "Поиск" и с Ассоциацией "Военные мемориалы" (Москва) не продлевались "в связи с отсутствием предмета совместной деятельности - работы по установлению мемориальных зон".
Планы поисковой работы не имеют системного характера. Они не согласовываются с ОНПЦ, поскольку это не предусмотрено Законом Волгоградской области "О поисковой работе". "Исключение составляют отряды, не входящие в ВРОО "Поиск": "Бунчук" и "Стрежень", - пояснил Петр Евгеньевич.
Отсутствие уполномоченного органа, предусмотренного Законом "О поисковой работе на территории Волгоградской области", лишает возможности контролировать деятельность поисковых отрядов и отдельных лиц. "Такая бесконтрольность приводит к криминализации поисковой деятельности. Появляются группы мародеров и "черных копателей", которые безнаказанно извлекают из земли останки солдат и вооружение", - отметил Захаров. Он также указал на то, что поисковые объединения из других регионов страны, работающие на территории области, не уведомляют ОНПЦ о своей деятельности и за получением лицензий не обращаются.
ОНПЦ до сих пор не получил ни одного отчета, выполненного согласно установленным требованиям. "Поэтому поводу мы обратились в июне в Комитет по культуре администрации области с предложением приостановить выдачу и продление лицензий поисковым отрядам", - сказал специалист ОНПЦ.
Петр Евгеньевич также указал на то, что боевая техника, оружие, документы и другое имущество погибших воинов не передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета, "поскольку эти органы не имеют в штатном составе экспертов; они не могут обеспечить прием вооружения; не в состоянии привести оружие в состояние, исключающее боевое применение и, таким образом, районные военкоматы не имеют возможности передать его в музеи". Захаров отметил, что сведения о найденном оружии и боеприпасах, о передаче их органам УВД, ГО и ЧС предоставлялись в НПЦО только отрядами "Бунчук" и "Стрежень". ВРОО "Поиск" подобную информацию в своих отчетах не фиксировало.
Сотрудники ОНПЦ предложили администрации области создать единый уполномоченный центр, координирующий и контролирующий деятельность по выявлению воинских захоронений и непогребенных останков советских воинов. Передать этому органу обязанности по лицензированию поисковых отрядов и инициированию разработок целевых "поисковых" программ, с последующим утверждением их в областной думе.
"Крайне необходимо также создать предприятие, которое бы обеспечивало прием, изучение, экспертизу и учет найденных поисковиками предметов вооружения, техники, документов и личных вещей погибших, а также проведение работ по их реставрации и приведению оружия в небоевое состояние с последующей их передачей в музеи", - добавил Захаров.
Подобный уполномоченный орган, по мнению специалистов ОНПЦ, мог бы стать межведомственным информационным центром, который включал бы в свой состав поисковые отряды, военные комиссариаты, ОНПЦ, музеи, архивы и т.д. В задачи этого центра могли бы входить ведение картотеки, мемориального банка данных, работа с Книгами памяти, архивная деятельность, военно-исторические консультации, наградная работа, организация компьютерной системы (сайт, форум, почта, прием граждан). Одной из важнейших задач центра могло бы стать создание экспозиций-реконструкций под открытым небом. В этих местах могла бы быть использована реставрированная боевая техника. Здесь во время празднования памятных дат могли бы проходить костюмированные представления исторических клубов.
"Цель создания четко структурированной законной системы поисковой деятельности должна быть одна, - убежден Петр Захаров, - установление подлинных событий периода Сталинградской битвы".
Напомним, в Волгограде готовятся торжества в честь 65-ой годовщины победы под Сталинградом. Планируется проведение массовых мероприятий. Приводятся в порядок здания, памятники и дороги. Будут предприняты беспрецедентные меры безопасности. Планируется участие в торжествах членов правительства и президента РФ Владимира Путина.
Напомним, что 23 ноября 1942 года войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов соединились у поселка Советский, в окрестностях Калача. Была окружена группировка фашистских войск общей численностью 330 тыс. человек: 22 дивизии и 160 отдельных частей (6-я полевая армия и часть сил 4-й танковой армии Гота). Попытка гитлеровского командования ударом извне спасти от разгрома войска, окруженные под Сталинградом, не увенчалась успехом. Группа армий "Дон" под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна (30 дивизий, из них 7 танковых и моторизованных) была остановлена и отброшена от Сталинграда на расстояние до 300 км. 2 февраля 1943 года Сталинградская битва завершилось сдачей в плен советским войскам сталинградской группировки противника.