Масштабы экологической катастрофы в Керченском проливе беспрецедентны для региона, заявил председатель Южного научного центра Российской академии наук, специалист в области фундаментальной и прикладной океанологии академик Геннадий Матишов.
В эти дни в пострадавшем районе находится береговая экспедиция Южного научного центра РАН, в которой участвуют планктонологи, бентосники, гидрохимики, орнитологи и другие специалисты.
"Мы проехали около 150 километров, побывали на мысе Панагия, мысе Тузла, косе Чушка. На песчаных пляжах выброшенные водоросли выполнили роль абсорбента, поэтому их достаточно легко убирать. В худшей ситуации берега со скалами и валунами", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Геннадий Матишов.
По его словам, в мире около 1,5 процентов от перевозки всех нефтепродуктов в результате форс-мажорных ситуаций попадает в окружающую среду. В 80-х годах подобное произошло на Аляске, а совсем недавно и в Испании. "Важно понимать динамику процессов, а для этого есть смысл прислушиваться к мнению ученых. К примеру, в Северном и Баренцевом море заранее готовятся к максимальному приливу лунной волны высотой в пять-семь метров, который случается ежегодно в середине октября. Если же это совпадает с нагонной волной, то сила шторма удваивается", - сказал Матишов.
Для Азовского моря, напоминает Геннадий Матишов, нагонные явления самые характерные. Здесь должны быть запрещены стоянки судов с опасными веществами на борту или их перегрузка. На протяжении нескольких лет в ЮНЦ говорят о необходимости создания в вузах кафедр климатологии и мореведения. Исследования в этой области способны многократно себя окупить, ведь каждый раз государство, судовладельцы и простые граждане несут колоссальные убытки.
По мнению ученого, сегодня крайне необходимо получить полномасштабную всестороннюю независимую оценку последствий произошедшей катастрофы. Например, обследовать побережье и прибрежную зону шельфа от мыса Панагия до Темрюка, определить границы и площадь пораженных районов, установить степень и категорию загрязнения, а также определить направление дрейфа мазута по загрязнению береговой линии.
Ученые ЮНЦ считают, что независимо от того, насколько оперативно очистят акваторию, последствия экологической катастрофы скажутся на экосистеме. Причем экосистемный мониторинг акваторий Азовского и Черного морей потребуется и весной, и летом. Это позволит получить полную оценку ущерба биоресурсам и социально-экономические последствия в пораженных районах.
Напомним, что 11 ноября шторм в Керченском проливе стал причиной нескольких кораблекрушений в Азовском и Черном морях у побережья Краснодарского края. По данным Госпогранслужбы Украины, в Керченском проливе и Черном море неподалеку от крымского побережья из-за непогоды в прошедшие выходные пострадали 15 судов, пострадало 85 человек, из них спасены 65 человек.
Экологи считают, что шторм стал причиной одной из самых крупных экологических катастроф в России за последнее время.
Специалисты утверждают, что приблизительно четверть вытекшего в море из разрушенных танкеров мазута уже осела на дно, но с наступлением тепла, в разгар курортного сезона, нефтепродукт начнет всплывать на поверхность прогретой воды. Вследствие чего последствия катастрофы пострадавший регион будет ощущать еще лет десять.