Завтра, 22 ноября, в Тагилстроевском суде Нижнего Тагила состоится рассмотрение представления администрации исправительной колонии № 13 Н. Тагила о продлении экс-подполковнику ФСБ Михаилу Трепашкину срока отбывании наказания на 19 дней.
Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил защитник Трепашкина, глава Уральского отделения движения "За права человека" Владимир Шаклеин.
Вчера, 20 ноября Шаклеин посетил своего подзащитного в СИЗО № 1 Екатеринбурга, где он в настоящее время содержится. Трепашкин сообщил ему, что 19 ноября администрация изолятора ознакомила его под роспись с присланным по факсу из Нижнего Тагила уведомлением о вышеуказанном суде.
По мнению Владимира Шаклеина, районный суд Н. Тагила не вправе решать вопрос о продлении срока осуждённому: согласно ст. 396 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ это должен делать лишь суд, вынесший приговор (Московский окружной военный суд), либо суд того же уровня, а при его отсутствии в месте исполнения приговора - вышестоящий суд.
Между тем, коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда всего несколько дней назад, 14 ноября отменила решение Тагилстроеского суда Н. Тагила о продлении срока лишения свободы Трепашкину на 18 дней. Также, по словам защитника экс-чекиста, упоминание о том, что Трепашкин должен выйти на свободу 30 ноября этого года, как и определено обвинительным приговором, содержалось в постановлении той же коллегии от 15 марта 2007 года.
Напомним, до ареста Трепашкин, будучи уже адвокатом, расследовал взрывы домов в Москве, в которых обвиняли уроженцев Кавказа. Трепашкин утверждал, что выявил причастность ФСБ к этим терактам.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 9 марта 2007 года Тагилстроевский районный суд Н. Тагила принял решение о переводе Трепашкина за якобы допущенные нарушения режима из колонии-поселения в колонию общего режима. Защита обжаловала этот вердикт.
В ожидании рассмотрения дела больной бронхиальной астмой тяжёлой степени Трепашкин уже восемь месяцев содержится в тюремных условиях - в СИЗО Екатеринбурга и в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора (ПФРСИ) в ИК № 13 Нижнего Тагила. Из них большую часть времени - в камере-одиночке. Т. е. в условиях, гораздо более тяжёлых, чем общий режим лишения свободы, на который его хотят перевести.
Трепашкин и его защитники заявляют также, что тюремной администрацией ему не предоставляется в необходимой мере медицинская помощь и периодически его жизнь подвергается опасности.
Трепашкин был осужден Московским окружным военным судом 19 мая 2004 года за разглашение гостайны и хранение патронов. Его приговорили к 4 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении. Целый ряд правозащитных организаций заявили о том, что обвинение сфабриковано. "Международная амнистия" заявила, что видит в деле Трепашкина политические мотивы.
1 июля 2005 года Мособлсуд отменил обвинительный приговор Михаилу Трепашкину по другому уголовному делу - о незаконном хранении и перевозке оружия. По этому делу он был арестован 22 октября 2003 года, после того, как в его машине был обнаружен пистолет. Трепашкин утверждал, что оружие было подброшено.
1 июля 2005 года Мособлсуд отменил обвинительный приговор Михаилу Трепашкину по другому уголовному делу - о незаконном хранении и перевозке оружия. По этому делу он был арестован 22 октября 2003 года, после того, как в его машине был обнаружен пистолет. Трепашкин утверждал, что оружие было подброшено.
19 июля Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобу Михаила Трепашкина на незаконное содержание под стражей и бесчеловечные условия в изоляторе временного содержания г. Дмитрова Московской области, где он находился в конце 2003 года.
Евросуд единогласно признал, что российские власти нарушили статью 3 Европейской конвенции по правам человека (запрет пыток), не обеспечив достойное содержание больного астмой Михаила Трепашкина. Суд назначил заявителю компенсацию в размере трех тысяч евро. В Европейском суде ждут рассмотрения еще две жалобы Трепашкина.
Напомним, что после ухода из органов госбезопасности Трепашкин занялся адвокатской практикой и работой в Общественной комиссии по расследованию терактов в жилых домах в Москве, Волгодонске и "учений ФСБ" в Рязани в 1999 году. В 1998 году Трепашкин вместе с Александром Литвиненко принял участие в пресс-конференции, на которой обвинил ФСБ в коррупции и организации бессудных казней.