Туризм Адыгеи может развиваться в четырех направлениях: экскурсионном, бальнеологическом, горнолыжном и маршрутном, считает Иван Бормотов, доцент кафедры экономики, управления туризмом и гостиничным хозяйством Майкопского государственного технологического университета, заведующий отделом туризма администрации Майкопского района. И направления эти остаются не освоенными.
"Черноморское побережье Кавказа принимает многомиллионный поток туристов, - пояснил он в разговоре с корреспондентом "Кавказского узла". - Они задыхаются от монотонности отдыха, скученности. И Адыгея могла бы стать своего рода "отдушиной".
В республике, по его словам, пять тысяч природных, исторических и иных объектов, которые надо осваивать. Это такие как Хаджохская теснина, водопады Руфабго (в целом водопадов в горах больше 120, а пещер 325), дольмены, которых больше тысячи, старые крепости и многое другое. Это "поле деятельности" для экскурсионного туризма.
Для развития бальнеологического направления, сказал он, в Адыгее имеются огромные запасы минерального сырья - минеральные воды, специфические лечебные грязи. И Майкоп в этом отношении мог бы стать в ряд с такими курортами как Кисловодск, Пятигорск, Горячий Ключ. Но эти запасы используются в республике в мизере.
"Третье направление - горнолыжное, - отметил собеседник, - тоже практически не используется. Нет ни научных, ни перспективных разработок. Оно, как и в целом туризм, не может полноценно развиваться без плато Лаго-Наки, без Лагонакского нагорья. И если его отдали заповеднику ошибочно, то нужно бороться, вернуть".
"Да, я согласен, - сказал он, - на Севере России есть горнолыжные трассы. Но там часто приходится кататься при сильном морозе. А здесь это можно делать в плавках, одновременно загорая. На одном только Лагонакском нагорье можно разместить более 200 км лыжных трасс. Это в 60 раз превосходит возможности Красной поляны".
В плане маршрутного туризма, по мнению Ивана Бормотова, не учитывается то, что возможности Адыгеи в последнее время возросли многократно. Прибалтика, Белоруссия, Украина и Закавказье стали для туристов европейской части России менее доступными. Остальная часть Северного Кавказа для туризма просто опасна. Остаются маршруты по горным перевалам Адыгеи, которые следует восстановить. Тем более, что раньше они были очень популярны. Но действует из них сегодня лишь один, причем на всю Россию - Хаджох-Дагомыс.
На вопрос о том, что из себя сейчас представляет горнолыжный туризм республики, собеседник ответил: "По федеральной программе "Юг России" в Адыгее запланировано строительство трех объектов. Это комплексы "Партизанский", "Оштен" и "Курджипс". К ним с южной стороны Лагонакского нагорья тянется дорога и электролиния. К комплексу "Партизанский" они уже подведены, осталось снабдить "Оштен", вывести к существующей турбазе "Лаго-Наки". Электролинию - на хребет "Инженерный" и закольцевать ее с энергосистемой поселка Мезмай" (Краснодарский край).
Комплекс "Партизанский", по его словам, находится вне Кавказского заповедника, "Оштен" - на его границе, "Курджипс" на территории заповедника. При этом, сказал он, имеются в виду спорные территории. Плато Лаго-Наки передано лишь указом президента Адыгеи, но межевания, других сопутствующих процедур не было. И теперь с Министерством природных ресурсов России идут переговоры о том, что оставить для развития горнолыжного туризма, а что передать заповеднику.
"Идеальным вариантом было бы, - сказал собеседник по этому поводу, - создать на Лагонакском нагорье национальный парк - с одним хозяином. Передав эти территории заповеднику, мы лишили себя возможности развития не только горнолыжного туризма, но и отгонного скотоводства, после чего животноводство республики просто рухнуло. А это богатейшие пастбища - 14 тыс. гектаров альпийских лугов".
Национальный парк принят во всем мире как единственно приемлемая модель сохранения природы и развития туризма, считает Иван Бормотов. Когда много хозяев, каждый из них старается закрепить за собой какой-либо участок, и это приводит к "разбазариванию" территории. Модель же национального парка хорошо срабатывает и в Сочи, где идет подготовка к Олимпиаде.