Занимавший до последнего времени должность директора Национального музея Адыгеи Альмир Абрегов после отказа продлить ему контракт намерен потребовать встречи с президентом Асланом Тхакушиновым. С министром культуры Адамом Тлецери, на его взгляд, у него сложились и без того ясные отношения.
"Тем не менее, - сказал Абрегов в интервью корреспонденту "Кавказского узла", - я обратился к министру с тем, чтобы согласно 184 федеральному закону получить полное обоснование того, по какой причине не возобновлен контракт".
С президентом, по его словам, собеседнику хотелось бы встретиться потому, что в этом противостоянии на его слова ссылаются многие, а позицию важно было бы знать без интерпретаций.
"Дело в том, что во время предыдущей предвыборной кампании министр культуры встречался с коллективом музея, - пояснил собеседник. - Тогда о работе музея он высказался очень комплементарно как о "самом мощном развивающимся на Северном Кавказе".
"Он сказал, что с президентом они бывают в северокавказских республиках, но подобного не видят. Обращаясь к собравшимся, министр отметил, что заслуга в этом коллектива и ее директора. Но спустя месяц, я получил уведомление и приказ", - утверждает Абрегов.
Понятно, сказал интервьюер, что все это говорилось во время предвыборной агитации, и может быть расценено как-то иначе. Но вместе с этим тогдашняя оценка министра совпадает с той, которая дается сейчас ведущими специалистами крупнейших музеев России. А если это так, то и дальнейшие действия чиновника становятся не логичными.
В целом вокруг этого дела распускается много слухов, причем работниками министерства, посетовал Абрегов. Так, на одном из заседаний министр культуры заявил, что при Абрегове пропал один из музейных экспонатов. "Лишь после моего заявления о том, что за такие высказывания следует подать в суд, "дело" о пропаже было закрыто", - пояснил собеседник. Но, тем не менее, поиск "нарушений" в музее продолжается.
На вопрос о том, какие последствия вызвали письма работников музея в его поддержку, собеседник ответил: "Я знаю о том, что сотрудники обратились к министру культуры республики, к президенту Адыгеи и к министру культуры России. Но с содержанием этих писем я не знаком".
Встречи же с президентом Адыгеи он добивается самостоятельно. Для этого связался с его помощниками, которые ответили, что президент сможет принять его на этой неделе. Будут ли на эту встречу приглашены работники музея - неизвестно.
62-летний Абрегов считает, что возраст не может быть помехой в его работе. "Существует много примеров, когда музеи возглавляются людьми со значительно более почтенным возрастом, - сказал он. - Музейное предполагает, прежде всего, знание, компетентность - это не то предприятие, где "омоложение" кадров так уж необходимо".
"Майкоп, - пояснил он также, - вроде бы небольшой городок. Но вместе с тем он - центр всемирно известной майкопской культуры. Это одни из древнейших археологических пластов, от которого до наших дней ведется основное историческое наследие региона. Важно собрать свидетельства разных эпох, и они уже имеются в музее в достаточном объеме. Но еще важнее при создании экспозиций правильно расставить акценты - так, чтобы представленное время не было искажено, к примеру, по незнанию".
В Национальном музее Адыгеи, привел в пример Абрегов, до сих пор работает бывший директор этого музея Любовь Ашхамафова, которая возглавляла его 20 лет назад. "И мне никогда не могло прийти в голову предложить ей уволиться из-за возраста, - сказал он. - И руководствовался я при этом, наоборот, ее стажем, опытом, знаниями".
К нему продолжают поступать письма и звонки в его поддержку. Член Международного совета музеев, он получает их и из-за рубежа. В беседе он представил два из них. Это обращение главного научного сотрудника Российского этнографического музея Владимира Дмитриева к работникам культуры Адыгеи и письмо старшего научного сотрудника Лазаревского этнографического музея (г. Сочи) Тамары Половинкиной к президенту Адыгеи.
"За время моей работы в музее, - сказал собеседник, - у меня скопилось много грамот, дипломов и иных знаков благодарности, которые я бережно храню. Все-таки это оценка труда. Но такие письма тем дороже, что они приходят в трудное для меня время".
Тамара Половинкина пишет о значении ее сотрудничества с Национальным музеем Адыгеи, о совместном создании экспозиции в музее поселка Лазаревского. Она считает Абрегова талантливым специалистом, порядочным и образованным, человеком, преданным своему народу и делу, истинным интернационалистом.
Владимир Дмитриев в своем обращении анализирует нынешние экспозиции Национального музея, высказывает мнение, что коллектив музея, формировавшийся длительное время, должен быть поддержан, как поддержано "в своей нынешней деятельности руководство Национального музея Республики Адыгея в лице его директора А. Н. Абрегова".
Работу по эпохе ранней бронзы и раннего железа он называет "соответствующей мировым стандартам археологических экспозиций". Экспозицию "Культура и быт адыгов: традиции и инновации" как "наиболее полный и в художественном отношении наиболее удачно выполненный проект отражения адыгской культуры в музеях России".
Выставка, посвященная Кавказской войне XIX века, характеризуется им как уникальный опыт музейной работы, достойный специального изучения. Экспозиция о Великой Отечественной войне - масштабной, в которой "реально присутствует дух боевого сотрудничества народов России" и служащей развитию межэтнической толерантности.
Ранее республиканский министр культуры Адам Тлецери отказался прокомментировать свое решение в отношении директора музея. "Срок договора истек, - сказал он, - и контракт не продлен".
В поддержку его восстановления в должности от имени музейных работников выступила ответственный секретарь Научного совета исторических и краеведческих музеев РФ, заведующая научно-методическим отделом ГИМ Любовь Скрипкина. Также телеграмму в адрес президента Адыгеи направили представители общественности и интеллигенции Кабардино-Балкарии.