Представители аппарата Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике, посетившие колонию № 2 в поселке Чернокозово Наурскогорайона республики, не нашли подтверждения информации о пытках и избиениях заключенных в этом исправительном учреждении.
"По распоряжению Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева практически сразу же после появления в ряде СМИ информации, о якобы имеющих место в колонии Чернокозово пытках и избиениях осужденных, туда была направлена группа наших представителей во главе с помощником омбудсмена Умарпашой Хакимовым. Они встречались с заключенными и персоналом колонии, осмотрели помещения и ознакомились с условиями содержания заключенных", - рассказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" один из сотрудников аппарата уполномоченного.
"Беседа с заключенными носила открытый и доверительный характер, все снималось на камеру, но никакого подтверждения информации, распространенной Русланом Кутаевым, найти не удалось. Ни один из заключенных не жаловался ни на условия содержания, ни на применение к нему недозволенных методов воздействия, - утверждает собеседник. - Более того, не удалось найти ни одного из якобы 124-х человек, написавших жалобу в адрес Кутаева".
"Я не думаю, что в отношении заключенных в Чернокозово действительно применяются пытки и истязания, - сказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Грозного Мовсаров, племянник которого отбывает наказание в колонии Чернокозово. - Во всяком случае, мой племянник, который там сидит, на это никогда не жаловался. Заключенных в Чернокозово действительно жестоко истязали несколько лет назад, в самом начале второй военной кампании, когда там находился так называемый "фильтрационный пункт". Об этом в Чечне знают все. Но сегодня совсем другие времена. К тому же не стоит забывать, что и те, кто отбывает наказание в этой колонии, и их охранники являются чеченцами. А такие вещи у нас не прощают. За пытки, избиения и издевательства придется ответить. Пусть даже через пять - десять лет".
Тем не менее, собеседник не исключает, что такая проблема, как совместное содержание ВИЧ-инфицированных и туберкулезных больных вместе с остальными заключенными в Чернокозово может существовать.
"Но эта проблема существует практически во всех тюрьмах и колониях России. Если даже это и есть на самом деле, то Чечня тут не является "пионером", - считает Мовсаров.
В конце минувшей недели руководитель Международного комитета по проблемам Северного Кавказа Руслан Кутаев заявил о том, что в его адрес, а также адрес президента Чечни, генпрокурора России и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступила жалоба, подписанная 124-мя заключенными колонии № 2 в поселке Чернокозово. Как сообщил Кутаев, осужденные жаловались на применение к ним пыток и истязаний, а также условия содержания. Эта информация была затем распространена целым рядом средств массовой информации.
В первые годы "контртеррористической операции" на территории колонии в поселке Чернокозово располагался так называемый "фильтрационный пункт", где содержались сотни задержанных военными жителей Чечни. Заключенные чернокозовского "фильтра" подвергались жестоким пыткам и истязаниям.
У правозащитных организаций есть факты внесудебных казней задержанных сотрудниками силовых структур, которые осуществляли охрану "лагеря смерти", как его прозвали в Чечне.
В частности, условия содержания в Чернокозово были подробно задокументированы организацией "Хьюман Райтс Вотч" в докладе "Добро пожаловать в ад: незаконные задержания, пытки и вымогательство в Чечне". Чернокозово также было уделено особое внимание в заявлении, сделанном Европейским Комитетом по предотвращению пыток (КПП) в июле 2001 года, осуждающем неполноценность содействия в отношении работы комитета со стороны российского правительства.
В настоящее время в колонии Чернокозово отбывают наказание заключенные, осужденные за совершение различных преступлений на территории республики. Недавно здесь был открыт филиал одного из российских ВУЗов, и первая группа заключенных уже приступила к занятиям.