До выборов президента Армении осталось немногим более месяца. Заявившие о своем участии в президентской гонке девять человек уже начали формирование штабов, подготовку предвыборной программы, встречи с общественностью и прессой. По мнению большинства наблюдателей, основная борьба на президентских выборах 19 февраля 2008 года разгорится с одной стороны, между кандидатом от власти - премьер-министром Сержем Саркисяном, который является также председателем правящей Республиканской партии Армении, а с другой - первым президентом Третьей Армянской республики Левоном Тер-Петросяном. О поддержке последнего заявили 18 партий и несколько десятков общественных организаций.
На вопросы "Кавказского узла" о внутриполитической ситуации Армении накануне президентских выборов, о возможных политических развитиях и о шансах основных участников президентской гонки отвечает представитель центрального предвыборного штаба Л.Тер-Петросяна, председатель Политического совета партии "Республика", бывший премьер-министр Армении (1999-2000 гг.) Арам Саркисян.
- После президентских выборов 5 января 2008 года в Грузии прошли акции протеста. Исключаете ли Вы повторение подобной перспективы для Армении?
- Как ни грустно признаться, в Армении довольно длительное время не получается провести демократические выборы. Ранее самые справедливые выборы в регионе проводились именно в Армении, которая считалась здесь островком демократии. Каждая страна имеет свою специфику и должен отметить, что свободолюбие и свободомыслие заложено в менталитете армян, которому чужды фальсификации итогов выборов. О свободолюбии нашего народа говорит тот огромный интерес, который проявляют люди к DVD с выступлениями первого президента Левона Тер-Петросяна, политическая команда которого буквально не успевает выпускать и распространять DVD среди населения в разных областях страны. В условиях практически полной информационной блокады в электронных СМИ, направленной против оппозиционных политиков, мы нашли выход из положения - выпуск и распространение лазерных дисков, тираж которых достиг уже 120 тысяч. Это большая цифра, если учесть, что люди передают эти DVD друг другу.
- В продолжение предыдущего вопроса: хотелось бы знать Ваш прогноз относительно того, выльется ли поствыборная ситуация в акции массового протеста в случае фальсификаций на выборах?
- Должен сказать, что большая часть фальсификаций осуществляется именно за счет избирателей, которые не пришли на выборы. Это намного легче, нежели сфальсифицировать мнение тех, кто пришел на выборы.
В основе идеологии нашего движения - борьба. А именно: еще до дня выборов обеспечить условия, при которых кандидат от власти не сумел бы сфальсифицировать результаты выборов, - в том числе, не нашел бы людей, которые выполнили бы его приказания по фальсификации. Считаю, что поставленная нами цель достижима. Вместе с тем, если мы ее не достигнем, то вполне реально, что после выборов, в случае фальсификации их итогов, произойдет то, что от нас не зависит, - то есть ситуация взорвется. Остановить это и ввести события в нормальное русло может только Левон Тер-Петросян.
- Как Вы думаете, дойдет ли дело до штурма президентского дворца?
- Мы будем стараться, чтобы дело до этого не дошло. Высокая степень мобилизации общества и его активность в политических процессах явится серьезным препятствием для осуществления силового сценария со стороны властей.
- Что в Вас вселяет уверенность, что волну народного недовольства может как-то направить или стабилизировать именно Тер-Петросян?
- Левон Тер-Петросян не сделал за последние четыре месяца ни одного не просчитанного шага, - все действия были неординарные и результативные.
- В 2003 году Вы были среди радикальной оппозиции и сегодня Вы в числе тех, кто борется за коренные перемены. Что изменилось с тех пор в стране, в обществе и во власти?
- Изменилось очень много параметров. Тогда власти были более сплоченными, в их лагере были отколовшиеся впоследствии партии "Страна законности" и АРФ "Дашнакцутюн". Немаловажную роль играло и то, что Кочарян в 2003 году шел на свой второй срок, - а сегодня в любом случае должна произойти смена президента. Что касается оппозиции, то хочу обратить Ваше внимание на то, что в 2003 году полная консолидация оппозиционных сил произошла лишь во втором туре, когда все оппозиционные лидеры, участвующие в выборах, сплотились вокруг объединенного кандидата от оппозиции Степана Демирчяна. Между тем, сейчас уровень консолидации оппозиционных сил, сплотившихся вокруг первого президента, намного выше, ибо на сегодняшний момент, когда до выборов осталось 40 дней, вокруг него мобилизовано уже 18 партий. По моей оценке, на сегодня ситуация по своей раскрученности опережает предвыборную ситуацию 2003 года на два месяца. Считаю, что и ситуация развивается намного быстрее, и общество намного активнее, чем во время предыдущих президентских выборов.
- Вы перечислили лишь положительные для оппозиции стороны нынешней предвыборной кампании. Есть ли все-таки негативные стороны по сравнению с 2003 годом?
- Несомненно, негатив есть. Дело в том, что тогда все участники президентской гонки вели реальную борьбу и не выдвигались ради каких-то корыстных целей, как на этот раз: то ли для того, чтобы себе что-то уяснить, то ли для того, чтобы выполнить чей-то заказ.
К большему сожалению, дуэт Кочарян-Саркисян привнес в армянскую политическую жизнь понятие подкупа, и сейчас в Армении, - впрочем, также как и в соседних Грузии и Азербайджане, - есть псевдо-оппозиционные партии, которые кормятся за счет власти (правда, в некоторых случаях им дозволена критика в адрес властей). Между тем, эти политические силы играют роль подводных мин в стане оппозиции. У нас есть доказательства того, что сегодня некоторые силы, называющие себя оппозицией, выполняют совершенно иные функции. Но и здесь не все так плохо, ибо в настоящее время в оппозиции нет людей, которых можно заподозрить в ненадежности. Между тем, разговоры о подозрительности и ненадежности некоторых представителей оппозиции, сплотившихся в 2003 году вокруг Степана Демирчяна, к сожалению, нашли впоследствии свое подтверждение.
- И все-таки объединилась не вся оппозиция. Как Вы считаете, достаточно ли нынешнего объединения оппозиционных для мобилизации общества? Как Вы оцениваете потенциал оппозиции в условиях все еще сильной власти и по-прежнему апатичного общества?
- Я не согласен с первой частью Вашего вопроса. Оппозиционные силы, стоящие рядом с Левоном Тер-Петросяном, можно сравнить с сигаретами "Кингсайз" - точно "королевский размер". Мы представляем все слои общества и в первую очередь наиболее активный и мыслящий слой. Так, если представить общество в виде пирамиды, то верхнюю ее часть составляет именно этот мыслящий слой. Очень многие из этих людей присутствовали на митингах Тер-Петросяна. Между тем, этот немногочисленный слой людей, посылая импульсы в нижнюю часть пирамиды, помогает определиться всем остальным слоям. Думаю, что на этот раз в Армении с помощью выборов удастся поменять власть, в результате чего народ осознает, что он и есть - власть.
- Как Вы охаратеризуете ситуацию в элитах экономической, военной, бюрократической?
- Есть многие люди в административных и силовых структурах, которые работали с первым президентом - Левоном Тер-Петросяном и очень уважают его, эти люди готовы его поддержать. По сути есть две основные команды: команда Сержа Саркисяна и команда Левона Тер-Петросяна. Цель последней - добиться эрозии и развала во властных структурах. Нам осталось сделать еще несколько шагов, после которых все распадется и не останется людей, которые готовы будут выполнять приказы властей на фальсификацию выборов и силовые акции против оппозиции. Власть меняется именно таким образом: когда внутри ее не остается людей, которые выполняют приказы властелина.
Армения сейчас находится на перепутье, когда президент Кочарян уходит, - команда же премьера Саркисяна не является единой, не отличается сплоченностью, а ее члены не доверяют друг другу.
- Можно ли ожидать в создавшейся ситуации неожиданных заявлений о переходе в лагерь сторонников Левона Тер-Петросяна?
- Несомненно. Причем, подобных шагов следует ожидать как от представителей экономической элиты, так и от влиятельных организаций, таких как например общественная организация "Еркрапа" (арм. "защитник края", - прим. "Кавказского узла"), объединяющая участников карабахской войны. Заявление о поддержке первого президента столь серьезной организацией сыграет очень весомую роль в дальнейшем развитии событий. Больше половины областных организаций "Еркрапа" уже сделали заявления о поддержке кандидатуры Левона Тер-Петросяна.
- Если продолжить тему о неожиданных шагах, то Тер-Петросян внезапно вернулся на политическую арену, стал инициатором многих неожиданных встреч, первым организовал предвыборные штабы и опубликовал программу. Не означает ли это, что он стремится задать темп игры?
- Совершенно с Вами согласен. Да, он задает и темп, и правила игры. Это задумано им. В его предвыборной кампании будет много интересного.
- Сейчас наверное трудно делать прогнозы, но тем не менее, на какую поддержку может рассчитывать поддерживаемый Вами кандидат?
- Думаю, что 70 процентов голосов у Тер-Петросяна уже есть. Более четко эта цифра будет просматриваться в самом конце января.
- Придаете ли Вы большое значение импульсам, идущим извне?
- Считаю, что наша основная и первостепенная задача работать с нашим народом. И в России, и в США, и в Европе знают Левона Тер-Петросяна как взвешенного и умеренного политика. Главным для всех этих центров является обеспечение стабильности в регионе и недопущение войны. Я не могу с точностью сказать, решится ли при Тер-Петросяне вопрос урегулирования карабахского конфликта, но я с уверенностью могу сказать, что он сделает все для того, чтобы не было войны.
14 января 2008 года
С Арамом Саркисяном беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Сусанна Петросян.