Тот факт, что Михаил Саакашвили остается у власти в Грузии, повышает риск силового сценария в отношении Абхазии, заявила политолог Лейла Тания журналистам в Сухуме.
"Тот факт, что Саакашвили остается у власти, повышает риск силового сценария в отношении Абхазии по сравнению с тем, если бы к власти пришли республиканцы, хотя опять-таки эти сравнения условны, и очень зависят от внешней и геополитической конъюнктуры", - сказала Тания.
Вместе с тем, по словам Тания, "теперь уже легитимность Михаила Саакашвили не столько абсолютна, как в 2003 году, когда многие его нынешние оппоненты поддерживали его, в данный момент он имеет определенный противовес в лице оппозиции".
Тания утверждает, что, несмотря на декларации Грузии о строительстве современного демократического государства, страна является "типичным примером марионеточного государства, существующего за счет внешних финансовых влияний, в том числе и в военную сферу".
Следовательно, по ее словам, "в значительной мере Грузия формирует свою внешнюю политику по подсказкам и конкретным указаниям своих внешних спонсоров, прежде всего США и ряда европейских стран".
Тем не менее, по мнению Лейлы Тания, "нельзя недооценивать внутренний субъективный фактор, а именно - определенные национальные особенности того, как происходят политические процессы в Грузии".
Что касается высказываний грузинского руководства в адрес России, то абхазский политолог не исключает, что "это своего рода рекомендации со стороны патронов Грузии, которые не хотели бы слишком радикальных конфронтационных взаимоотношений Грузии с Россией, которые потом имеют определенные последствия для взаимоотношений России с Западом".
"Реверансы со стороны Саакашвили к России - всего лишь реверансы, - добавила Тания. - За последние 15 лет грузинское общество крайне негативно стало относиться к России. Ельцинская Россия поддерживала Грузию совершенно откровенно. Мы помним переговоры, блокаду в отношении Абхазии по инициативе Грузии".
Как отметила Лейла Тания, в 90-е годы, когда ослабленная Россия не могла дать Грузии такую поддержку, она развернулась и поменяла патрона. "Если же сегодня на горизонте появится более богатый спонсор и партнер, нежели США, который может дать Грузии больше в прагматическом плане, она также легко и быстро изменит свою ориентацию", - сказала Тания.
Запад, впрочем, не заинтересован в эскалации нестабильности на Кавказе. Так считает глава абхазского филиала Российского фонда развития "Кавказский институт демократии" Сократ Джинджолия. Но, по его словам, Саакашвили не раз показывал свою непредсказуемость.
"Когда Саакашвили почувствует, что немного оперился, начнутся трагические события. Это всегда бывает с маленькими диктаторами, которые считают, что могут решить свои проблемы сами", - отметил Джинджолия.
При этом он подчеркнул, что "Россия будет делать все для того, чтобы никто не смог развязать войну на Кавказе, тем более, что она является не только посредником в урегулировании конфликтов, но и государством, осуществляющим важную миротворческую миссию в Абхазии и Южной Осетии".
Ранее спикер парламента Абхазии Нугзар Ашуба сказал, что ничего в грузино-абхазских отношениях после избрания Михаила Саакашвили президентом Грузии не изменится в лучшую сторону. А по мнению президента Абхазии Сергея Багапша, переговоры с Саакашвили бесперспективны в принципе.
Сам Михаил Саакашвили перед выборами президента Грузии заявлял, что в качестве президента будет способствовать восстановлению территориальной целостности Грузии.