19 февраля 2008 года в Армении пройдут очередные президентские выборы. На пост президента республики баллотируются девять человек: нынешний премьер-министр, председатель Республиканской партии Армении Серж Саркисян, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, лидеры партий "Страна законности", Национально-демократический союз и Народной партии - Артур Багдасарян, Вазген Манукян и Тигран Карапетян, экс-министр иностранных дел НКР Арман Меликян, председатель партии "Национальное согласие" Арам Арутюнян, вице-спикер Национального Собрания, представитель бюро АРФ "Дашнакцутюн" Ваан Ованнисян и председатель партии "Национальное единение" Арташес Гегамян.
На вопросы "Кавказского узла", о предвыборной ситуации и возможных сценариях развития внутриполитических процессов после выборов, а также об оценке шансов основных фаворитов президентской гонки, отвечает председатель правления Армянского общенационального движения (АОД), член центрального предвыборного штаба Левона Тер-Петросяна Арарат Зурабян.
- Недавно в соседней Грузии состоялись президентские выборы, которым предшествовали события 7-ого ноября 2007 года - насильственный разгон митинга сторонников оппозиции. Не все было гладко и после самих выборов, прошедших 5 января 2008 года. Ожидаете ли Вы повторения подобных сценариев в Армении?
- В данном случае сравнение проводить трудно, так как кандидат властей - Серж Саркисян, - в отличие от Михаила Саакашвили, не имеет никаких шансов избраться президентом путем нормальных выборов. Кроме того, в отличие от представителей оппозиции Грузии, Левон Тер-Петросян является очень серьзным конкурентом для властей, уверенных до его неожиданного возвращения в большую политику в том, что президентские выборы станут очередным, ставшим уже обычным, организационным мероприятием, а премьер-министр Серж Саркисян одержит победу методом блиц-крика. Между тем, непредвиденное появление первого президента внесло замешательство в лагерь властей. До выборов осталось 40 дней, однако власти проявляют удивительную пассивность.
- Является ли, как Вы заметили, пассивность властей каким-то серьзным показателем? Насколько известно, на неожиданные шаги способен не только Тер-Петросян, - власти Армении также имеют этот потенциал.
- Честно говоря, никто не отменял их возможностей. Не будучи любителем охоты, должен сказать, что, когда на какого-то зверя падает свет, он сразу останавливается. По-моему, сейчас у властей такое же положение.
- Исходя из сказанного, можно ли сделать вывод о том, что Вы не ожидаете жестких шагов со стороны властей в период выборов?
- Думаю, что они не пойдут на жесткие меры, так как захотят продемонстрировать миру свою готовность к проведению нормальных выборов. На этот раз, они, также как и во время парламенстких выборов, вновь постараются использовать старый арсенал: подкуп избирателей, фальсификации, давление и запугивание сторонников и активистов оппозиции. Не надо забывать, что руководство совершенно не готово уступить власть. Однако, думаю, что на этот раз, это им не удастся.
- На чем основана Ваша уверенность? И что Вы намерены делать, если вновь будут массовые нарушения закона?
- Если власти пойдут на фальсификации, то нам придется пойти на все те методы, которые позволительны силе, уверенной в том, что результаты выборов были сфальсифицированы. Однако вновь хочу повторить, что на этот раз, это им не удастся, ибо до того момента что-то в стране изменится. Я уверен в том, что скоро эти изменения произойдут.
- Имеете ли Вы в виду возможные изменения в элите? Каково Ваше мнение о том, что сегодня происходит в нашей элите: в чиновничьем аппарте, среди военных и предпринимателей?
- Очень интересный вопрос. Все те, кого Вы назвали, сегодня находятся в замешательстве. Если бы не появление Левона Тер-Петросяна, то очень многие из этих людей, уже неоднократно выступили бы в телеэфире и высказались бы в поддержку кандидата от власти. Думаю, что замешательство пройдет и в последние 10-15 дней перед выборами многие представители элит перейдут в стан Тер-Петросяна. В настоящий момент они ничего не заявляют, опасаясь проблем с властью.
- Как Вы думаете, ожидаются ли в этом плане какие-нибудь сенсационные заявления?
- Да, думаю, что сенсационные заявления будут.
- На Ваш взгляд, - могли ли сыграть роль в возможном переориентировании элит (в частности, экономической) некоторые заявления, которые сделал первый президент? Ведь он сказал, что при новой власти они сумеют работать в нормальном режиме.
- Я уверен, что это сыграет роль. Ведь предприниматели никогда сами не диктуют правила игры, они подчиняются правилам, которые диктует им власть. Если им предоставляется возможность не платить налоги, - они их не платят, если с них требуют взятки, - они их дают. Левон Тер-Петросян дал им четко понять, что они могут работать нормально, платить налоги и никакого передела собственности в стране не будет.
- Тем не менее, исключаете ли Вы разбирательства по наиболее громким сделкам?
- Может быть будут судебные разбирательства по некоторым делам, но это не распространиться на всех. Ведь никто из представителей предпринимательской элиты не действовал по своей воле и не обманывал власти, потому что власти Армении обмануть невозможно: наша страна маленькая и власти на 100 процентов контролируют ситуацию и знают, кто в какой день заработал 100 долларов.
- Хочу вновь вернуться непосредственно к выборным процессам. Часто проводятся параллели между президентскими выборами 2003-го и 2008-го годов.
- Очень многое изменилось. Левона Тер-Петросяна поддерживают 18 партий, - а в 2003 году это было не так. Тогда было очень много выдвижений и лишь после второго тура оппозиционные политические силы встали на сторону Степана Демирчяна. Произошли и изменения в обществе. Выборы 2003 года были преопределены событиями в Национальном Собрании 27 октября 1999 года, после которых общество было запугано. В 2003 году во время огромных митингов оппозиции, людей хватали на улице и они сидели в тюрьме несколько дней или даже месяцев по обвинению в участии в так называемых несанкционированных митингах. Сейчас этого не наблюдается, потому что с самого начала был дан четкий отпор подобным действиям. Я имею в виду освобождение задержанных полицией участников шествия 23 октября 2007 года, когда наши сторонники вышли на улицы с мегафоном для того, чтобы оповестить людей о митинге оппозиции с участием Тер-Петросяна. Тогда первый президент самолично явился в участок полиции и находился там до тех пор, пока не были освобождены его сторонники. Думаю, что страх, который был в 2003 году, преодолен. Не скажу, что полностью, но думаю, что к 19 февралю, страха не будет.
- Интересно и то, что сотрудники полиции, отпустившие задержанных, не понесли за это наказания.
- Дело в том, что тогда создалась патовая ситуация и вопрос о задержанных решался не на уровне начальника отделения полиции. Последний, насколько известно, в течении нескольких часов все время переговаривался с властями. Думаю, что власти верно оценили решительность первого президента, заявившего, что он не уйдет с участка, пока не будут освобождены все его сторонники. В противном случае, нельзя исключать, что утром мог начаться стихийный митинг прямо у дверей полицейского участка.
- Возможно ли, что сейчас более удобный момент для смены власти, чем в 2003 году, когда действующий президент Роберт Кочарян шел на свой второй срок? Согласны ли Вы с тем, что сегодня оппозиция хочет воспользоваться так называемой пересменкой?
- В любом случае в таких авторитарных государствах как Армения очень трудно поменять президента, который баллотируется на второй срок. Сейчас, конечно, это сделать легче, чем в 2003 году, ибо действительно наступает пересменка. Кроме того, думаю, что Серж Саркисян - это не Роберт Кочарян, который является намного более сильным политиком, чем С.Саркисян.
- По сути, на сегодняшний день оппозиция мобилизовалась. Как Вы считаете, удастся ли вам мобилизовать общество?
- 21 января 2008 года начинается официальная предвыборная агитация, и оппозиция во главе с Тер-Петросяном, которая до сих пор находилась в жесткой информационной блокаде, будет иметь возможность выхода в телеэфир. Конечно же, после этого ситуация резко изменится. Три митинга с участием первого президента собрали несколько десятков тысяч людей. Примечательно, что в митингах принимали участие не только представители социально обездоленных слоев общества, но и много обеспеченных людей. Главное здесь в том, что люди, видевшие реальную возможность для развития демократии, впоследствии убедились, что вместо реализации этих возможностей страна по сути топчется на месте, в чем в основном виноваты два человека - Роберт Кочарян и Серж Саркисян. Думаю, что в конце января - начале февраля волна народного недовольства будет нарастать.
- Не слишком ли холодно для того чтобы собиралось столь много людей?
- Если поверят, то придут и никакой холод не сможет удержать людей. Знаменательно, что в Армении все революционные ситуации и пик политической борьбы приходились на февраль. Напомним, что карабахское движение тоже начиналось в феврале.
- Какое значение в данном случае Вы придаете воздействию внешнего фактора?
- Говорить о том, что внешний фактор нигде и никогда не играет никакой роли было бы опрометчивым. Но, что бы ни было, основную роль в жизни любой страны играет внутреннимй фактор. Никто и не думает, что с изменением власти, наша страна станет прозападной или пророссийской. Главное, - чтобы в Армении к власти пришел человек, который в первую очередь нацелен на нормализацию отношений со всеми государствами и на развитие отношений с соседями. Наша команда четко представляет интересы основных действующих игроков. Но мы всегда должны учитывать и свои интересы.
17 января 2008 года
С Араратом Зурабяном беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Сусанна Петросян.