Обращение с просьбой о встрече с президентом Адыгеи в его администрацию работники Национального музея республики сдали 17 декабря 2007 года. Так они добиваются восстановления в должности директора Альмира Абрегова, которому не продлен контракт. Но глава республики не может принять представителей этого коллектива.
"В тот день я вручила письмо министру культуры Адаму Тлецери, - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" замдиректора музея по ученой части Надежда Бессарабова. - Затем зарегистрировала и оставила второе письмо в 101 кабинете администрации президента и правительства".
Третье письмо, по ее словам, они направили министру культуры Российской Федерации. "И это были не просто письма группы сотрудников, а коллективные письма, составленные по поручению общего собрания музейных работников", - уточнила она.
По словам же руководителя президентской администрации Егора Горяйнова, он не знает о каком-либо письменном обращении сотрудников Национального музея к главе Адыгеи Аслану Тхакушинову. И поэтому такая встреча запланирована быть не могла.
На пояснение о том, что Абрегов, со своей стороны, тоже устно договаривался с одним из помощников президента о такой встрече, и она ему была обещана, руководитель администрации ответил: "Сейчас у президента плотный график, связанный с выборами 2 марта, и он никого принять не может".
"Письма были направлены в названные инстанции в тот же день, когда прошло собрание коллектива, - отметила замдиректора музея. - От имени коллектива я говорила и с министром культуры Адыгеи, передавая ему письмо".
По словам Бессарабовой, это была длительная беседа. Она ссылалась на то, что творческий коллектив музея уже создал экспозиции. Одну в 2001 - "Культура и быт адыгов", вторую в 2005 году - "Адыгея в годы Великой Отечественной войны". Сейчас строится оборудование для экспозиции по естественной истории - два зала 240 кв. метров, зал по древнему миру и средневековью 120 кв. метров.
А директор является научным руководителем этих проектов, аргументировала она, им создана научная концепция развития музея, и в Адыгее нет такого специалиста, который мог бы его заменить, чтобы воплотить эти идеи.
Министр отвечал, что коллектив необходимо омолаживать, сказал о том, что директор может остаться работать в музее как "мозговой центр". Но, в конце концов, с Абреговым - лучше, без него - хуже, но экспозиция в музее будет построена.
"Несмотря на все эти наши действия, - продолжила заместитель директора, - 20 декабря нам привели нового руководителя. Сам министр не пришел, представляли назначенца его заместители. И это было очень бурное собрание".
В частности, она спросила тогда представителей министерства: "Как могло случиться, что Фатима Джигунова, не справившаяся в свое время с работой отдела археологии этого музея, назначена теперь его директором. Ею не была не только не построена ни одна экспозиция, не был создан даже тематико-экспозиционный план".
Выступали, по ее словам, и другие сотрудники музея - Мариет Нехай, Хариет Догунокова, Ольга Плетнева. Они спрашивали, почему не учитывается профессионализм. Коллектив шел к этому моменту с 1993 года, когда музей получил новое здание - к строительству экспозиций. И вдруг трудовой договор с Абреговым без объяснения причин не продлен.
После этого второго собрания, сказала собеседница, она и Ольга Плетнева были приглашены к министру культуры. Хозяин кабинета вновь говорил о том, что экспозиция будет построена, что директора будут меняться часто, и министр уже заявлял о том, что данный вопрос решен.
"Мы снова возражали, - отметила замдиректора, - что совершена большая кадровая ошибка, что профессионализм должен быть выдвинут на первый план, что нельзя игнорировать справедливость. Я сказала на этой встрече министру: "Почему вы не пришли сами на наше собрание, чтобы представить своего назначенца? Вы побоялись встретиться с коллективом"".
Уже после новогодних каникул шесть сотрудников музея встречались с главой парламентского комитета по культуре, спорту, СМИ и взаимодействию с общественными организациями Евгением Саловым. "И получилось так, что когда мы были в кабинете депутата, - сказала интервьюер, - прозвучал звонок министра культуры. То есть, информация о нашем приходе ему была доложена тут же".
На этой встрече, в частности, сотрудница музея Фатима Пшипий говорила о том, что не сразу становишься музейным работником. Она работает в музее 15 лет, но только после 10-летней работы почувствовала, что уже умеет, знает, как надо вести работу. "Она возглавляет отдел средневековья, - пояснила собеседница, - по которому строится сейчас одна из экспозиций. Поэтому она произнесла такую фразу: "Меня лишили учителя".
Экспозиции стоят немалых денег, пояснили члены депутации главе комитета. Один из залов обходится в 3,5 млн., второй - 2,5 млн., третий - 2,6 млн. рублей. И оборудование по этим залам выставлено. Теперь предстоит очень серьезная работа по правильному научному наполнению экспозиций.
"Руководитель научно-методического отдела ГИМ России Любовь Скрипкина, - привела в качестве примера Надежда Бессарабова, - с которой я консультируюсь, сказала по этому поводу: "Ведь очень важно, какого уровня будет построена экспозиция, потому что она может настраивать на добрый лад, а может вызывать и агрессию".
"И я не могу дать объяснения тому, - сказала в завершение разговора замдиректора музея, - что в администрации президента и Кабинета министров республики, куда я сдала письмо собственноручно, не знают о том, что мы добиваемся встречи с президентом Адыгеи".
Как уже сообщал "Кавказский узел", директору Национального музея Адыгеи Альмиру Абрегову не был продлен контракт, и работники музея считают, что произошла серьезная кадровая ошибка. В связи с этим они даже написали письмо президенту республики Аслану Тхакушинову, в котором выразили надежду, что положение будет исправлено.