Сегодня в Независимом пресс-центре в Москве состоялась презентация доклада Правозащитного Центра "Мемориал" на тему: "Ингушетия 2007 г. Куда дальше?", в котором содержится обзор событий в республике за прошедший год, рекомендации властям региона и руководству силовых ведомств по улучшению ситуации и возможный сценарий развития событий в 2008 году.
Как говорится в докладе, уже опубликованном на сайте общества "Мемориал", во второй половине 2007 года ситуация в Республике Ингушетия катастрофически ухудшилась. Отмечается с одной стороны, невиданная доныне активизация боевиков: в июле, августе, сентябре, октябре из республики почти каждый день приходили сообщения о нападениях на представителей государства, подрывах фугасов, обстрелах. С другой стороны правозащитники обращают внимание на то, что силовики боролись с боевиками, грубо нарушая права человека.
"Мы не ставим под сомнение необходимость борьбы с терроризмом, однако борьбу эту должно вести в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятыми ею международными обязательствами по соблюдению прав человека", - считают правозащитники.
В представляемом докладе они попытались систематизировать сведения о нарушениях прав человека в Ингушетии в 2007 году и показать механизмы эскалации насилия, а также проанализировали возможные перспективы развития ситуации в ближайшие месяцы, в случае, если власти не вернутся в правовое поле в борьбе с вооруженным подпольем и при решении политических проблем.
По мнению ПЦ "Мемориал", ситуация в Ингушетии требует самого пристального внимания всех уровней власти в РФ и международных структур.
Доклад за 2007 год - далеко не первая подобная работа. 2,5 года назад "Мемориал" выпустил доклад по Ингушетии "Конвейер насилия ", который был вручен лично в руки Путину. Название доклада говорит само за себя, и, как вынужден был констатировать Орлов, он мало отличается от последнего. По словам Орлова, все самые худшие прогнозы правозащитников сбылись отчасти потому, что власти не вняли их предупреждениям о тревожном положении дел в республике и выпустили ситуацию из-под контроля, не использовав возможность повлиять на нее, пишет портал "Каспаров.Ru".
Как отметил на презентации доклада член совета ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов "еще буквально пару лет назад население Ингушетии было готово поддержать правительство в борьбе с боевиками, но своими стопорными и откровенно беззаконными методами - пытками, похищениями власть настроила ингушское общество против себя". По мнению правозащитника, многочисленные конспирологические мерки политологов, рассуждающих о том, кому выгодно дестабилизация ситуации в Ингушетии, не состоятельны. Он высказал точку зрения, что никакой политической подоплеки в происходящем в республики нет, напряженная обстановка возникла там по вине силовиков, действующих "так, как они умеют".
Олег Орлов перечислил силовые ведомства, несущие службу на территории Ингушетии. Это - МВД Ингушетии, УБОП Северной Осетии, УФСБ Ингушетии, УФСБ по Северной Осетии, некий Центр "Т", а кроме того - мобильные отряды МВД и силовики из Чечни. При этом правозащитник заметил, что все эти структуры действуют независимо друг от друга. Как пример он привел случай в сентябре 2007 года, когда неизвестные в центре города открыли стрельбу, сотрудники МВД Ингушетии задержали тех людей, а задержанные оказались сотрудниками ФСБ.
Позже на проявивших инициативу сотрудников милиции завели уголовные дела. "Руководство республики безвольно осталось в стороне от этой истории и не заступилось за собственных милиционеров", - отметил он.
Александр Черкасов отметил, что силовики "своими руками создали ситуацию, когда боевики могут беспрепятственно действовать". Он пояснил, что, копируя тактику силовых структур, боевики в Ингушетии совершают свои налеты - в масках, на машинах без номеров, они не отличимы от сотрудников ФСБ. Милиционеры предпочитают не связываться с людьми, похожими на сотрудников спецслужб, потому что им выходит себе дороже, отметил правозащитник.
Правозащитники заявили, что напряжение в ингушском обществе накаляется, и уже многие представители молодежи республики на различных форумах в Интернете находят оправдания действиям боевиков. Олег Орлов в этой связи подчеркнул, что для многих действующих боевиков в свое время мобилизующим фактором стала именно месть.
"Своими действиями или бездействием власти сами дестабилизирует ситуацию в Республике Ингушетия", - цитирует ИА "Интерфакс" слова Олега Орлова, сказанные на презентации доклада. В частности, по словам Орлова, местные власти часто ссылаются на якобы заинтересованность "каких-то внешних сил" в нестабильности в Ингушетии. Но эти силы, как правило, не упоминаются. Единственные, кого "называют прямо - это СМИ", которые якобы "неправильно описывают ситуацию, а, значит, и подогревают (обстановку)", - сказал правозащитник.
По словам Олега Орлова, не позднее чем 13 февраля состоится презентация доклада в Назрани. Кроме обычных гостей - журналистов - на презентацию приглашены представители правительства Ингушетии, прокуратуры и силовых структур. Но, как отметил Орлов, отзовутся ли вышеперечисленные лица на приглашение наверняка сказать нельзя.
Как уже сообщал "Кавказский узел", ситуация в Ингушетии вышла из-под контроля местных властей во главе с президентом Муратом Зязиковым. По мнению аналитиков, ингушский президент не смог заручиться поддержкой авторитетных лидеров местных семейных кланов.
25 июля 2007 года распоряжением министра внутренних дел России Рашида Нургалиева на территории Ингушетии началась специальная комплексно-профилактическая операция. Со 2 августа личный состав МВД был переведен на усиленный режим несения службы: милиционеры должны были находиться на рабочих местах до 22.00 и работать без выходных дней. 9 августа в Ингушетию были введены дополнительные подразделения внутренних войск МВД России. Всего было введено около 2,5 тысяч военнослужащих внутренних войск и несколько десятков единиц бронетехники.
10 октября 2007 г. несмотря на то, что активность боевиков и число преступлений не уменьшались, было объявлено, что дополнительные силы внутренних войск покинули Ингушетию. Однако 30 октября 2007 г. замминистра внутренних дел России Аркадий Еделеев заявил, что профилактическая спецоперация в Ингушетии продлена до выборов в Госдуму 2 декабря 2007 г. "До этого момента вывод сотрудников и прекращение спецоперации преждевременны", - заявил Еделеев.
А 22 января текущего года Еделев, сказал, что милицейские спецоперации в Ингушетии и Дагестане, возможно, будут продолжаться до марта, объяснив это тем, что правоохранительные органы до президентских выборов обещают пресекать любые антиобщественные выпады.
Так, в преддверии митинга протеста 26 января в Назрани часть территории Ингушетии, включающая некоторые районы города Назрани, Магаса и окрестности станицы Нестеровская, были объявлены зоной контртеррористической операции. Лишь 3 февраля Оперативный штаб в Ингушетии принял решение о прекращении этой операции.
Стоит отметить, что накануне отмены контртеррористической операции Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин заявил о том, объявлять эту территорию зоной проведения операции с введением ограничений конституционных прав граждан и свободы массовой информации правовых оснований не имелось.
О том, что военные действия и спецоперации, проводимые на Кавказе с целью устранения угрозы терроризма, неэффективны в борьбе с радикализмом, а наоборот, усиливают его, заявил и первый президент Ингушетии Руслан Аушев.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать развитие ситуации в Ингушетии и ведет хронику событий.