На вопросы "Кавказского узла", посвященные оценке нынешней внешне и внутриполитической ситуации в Армении, а также дальнейшей работе правящей партии Армении, как в период предвыборной кампании, так и после выборов президента, отвечает депутат Национального собрания Армении, член Совета правящей Республиканской партии (РПА), пресс-секретарь партии Эдуард Шармазанов.
- Сколько предвыборных штабов Республиканской партии Армении уже существует и сколько осталось сформировать на территории Армении?
- Фактически уже сформированы 1300 штабов, готовых к работе, 300 из которых сосредоточены в Ереване. Планируется, что в день голосования 19 февраля будут работать 1920 избирательных участков.
- Каковы ее основные положения предвыборной программы?
- Предвыборная программа Сержа Саркисяна, под лозунгом "Вперед Армения!" носит социальный характер.
- Какие меры социального и экономического характера будут предприняты в случае победы на президентских выборах С.Саркисяна?
- Правительство Сержа Саркисяна осуществляет второй этап реформ в Армении. Это пятилетняя программа правительства. Большое место уделено социальным программам, - в частности, это 60% надбавка к пенсии с 1 января 2008 года. В 2008 году также уже предусмотрено 46% от общего бюджета республики реализовать на социальные сферы.
- Обсуждалась ли РПА предвыборная программа первого президента Армении Левона Тер-Петросяна? Можете ли Вы прокомментировать те или иные её положения?
- У нас проходили дискуссии по всем опубликованным программам всех кандидатов, а что касается предвыборной программы Тер-Петросяна, на мой взгляд, она напоминает не программу развития, а лишь только риторические вопросы, от которых создается ощущение Армении 1991-1997 годов. Если сравнивать Армению десятилетней давности и сегодняшнюю - это кардинально разные республики. Мы не намерены вступать в дебаты с теми кандидатами и их представителями, у которых на первом плане не избирательная программа кандидата, а очернение сегодняшней реальности и черный пиар.
- Могли бы Вы конкретизировать сказанное, прокомментировав те или иные положения?
- Левон Тер-Петросян в своей программе утверждает, что армия Армении не должна превышать 10-15 тыс. человек. Это не сопоставимо с нашей идеологией, и мы как консервативная партия считаем, что без безопасности не может быть демократии. У нас с Азербайджаном 1280 км границы. И как можно с 15 тысячной армией защитить эти границы, в то время как власти Азербайджана и сам Ильхам Алиев заявляют, что не только Карабах, но и столица Армении - Ереван, - является их территорией и говорят о войне? Как можно говорить о 10-15 тыс. армии? Есть в программе масса других популистических заявлений.
- В частности?
- Например, заявления о повышение пенсии в 5 раз. Но как? В этой сфере президент не может ничего сделать: для этого есть программа правительства, которая уже одобрена парламентом. В парламенте должно быть большинство, а Армянское общенациональное движение не имеет ни одного парламентария в нашем Национальном собрании.
Мы же говорим, что Армения сегодня не имеет таких средств, чтобы в 5 раз повысить пенсии. В программе нашего кандидата написано, что реально мы можем повысить их в 2 раза. И за 7 лет нашей власти, и за последние месяцы правления партии власти наш народ убедился, что если мы говорим о повышении в 2 раза, то повышаем в 2,5 - 3 раза.
К тому же, кроме первого президента, есть еще масса ярких политиков — таких, как бывший премьер-министр, лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян, вице-спикер Ваан Ованнисян, председатель партии "Оринац Еркир" Артур Багдасарян, глава партии "Национальное Единение" Арташес Гегамян.
- После того, как были опубликованы предвыборные программы, кого, на Ваш взгляд, можно считать наиболее серьезным оппонентом для вашего кандидата?
- По нашим данным, сейчас оппонентов у Сержа Саркисяна нет. И борьба уже пойдет за второе место.
- Вы хотите сказать, что не считаете Тер-Петросяна главным оппонентом Саркисяна?
- Нет, мы не считаем Левона Тер-Петросяна главным оппонентом, так как есть социологический опрос британского центра "Populus", опубликованный 6 февраля текущего года, свидетельствующий о том, что рейтинги других кандидатов, - в частности, Артура Багдасаряна (13,4%), Ваана Ованнисяна (7,6%) и Арташеса Гегамяна (6,4%), сравнимы с рейтингом первого президента.
Левон Тер Петросян (12,6%) занимает 3 место после Сержа Саркисяна (50,7%) и Артура Багдасаряна (13,4%).
- Можете ли Вы подробнее рассказать о планах Республиканской партии, в случае, как победы, так и поражения вашего кандидата?
- Наша партия заинтересована в том, чтобы в Армении прошли нормальные выборы, которые соответствуют международным демократическим стандартам. Мы уверены, что победу одержит именно наш кандидат, потому что на недавних парламентских выборах те две большие партии, которые одержали победу и вошли в парламент - это Республиканская партия Армении и "Процветающая Армения" (сейчас они в коалиции), - поддерживают кандидатуру премьер-министра Сержа Саркисяна.
- Вы даже в теории исключаете поражение Саркисяна?
- Да, мы его исключаем и теоретически, и практически.
- В случае победы вашего кандидата на выборах, какие основные действия будут предприниматься в политической жизни Армении?
- В предвыборной программе Сержа Саркисяна не будет больших расхождений с предвыборной программой Республиканской партии Армении и пятилетней программой правительства. В основе предвыборной программы Саркисяна будут именно программа правительства и программа РПА.
- Что Вы можете сказать относительно прогнозов политологов о возможности "цветной" революции по итогам выборов в Армении?
- Я думаю, что "цветной" революции в Армении не будет - для этого необходима революционная ситуация, а в Армении, на мой взгляд, её нет. Есть какие-то 3-4% населения, которые недовольны политикой нашей партии или политикой властей, но для постсоветского пространства это нормально. Я считаю, что в соответствии с программой правительства и нашей партии Армения сейчас идет по пути процветания. В подтверждение могу сказать что, по нашим данным, в 2000 году, когда наша партия пришла к власти, население, живущее за чертой бедности, составляло 56%, а на сегодняшний день этот показатель уменьшился до 26%. В соответствии с программой РПА и программой правительства к 2012 года мы планируем понизить процент бедных до 10-11%.
Проблемы, безусловно, в Армении есть и их необходимо постепенно решать. Мы - консервативная партия и сторонники постепенных, а не радикальных реформ.
- Из Ваших слов следует что в целом ситуация удовлетворительная и необходимо продолжать эту работу, но никаких значительных реформ проводить не надо?
- Нет, есть сферы, которые нуждаются в значительных реформах. Это прежде всего, правовая сфера и борьба с коррупцией. Самая острая проблема народа - это безработица, и Армению нужно сделать социально сильной страной. Программа Сержа Саркисяна носит социальный характер, и в ней все эти вопросы предусмотрены. Также необходимо привлечение не только внешних, но и внутренних инвестиций.
- Какие методы вы собираетесь предпринимать в борьбе с коррупцией? И насколько это значимая проблема для Армении?
- О методах борьбы говорится в предвыборной программе нашего кандидата. Но есть еще и проблема безработицы. Могу сказать, что есть ряд отраслей, где за последние годы мы создали рабочие места: в малом и среднем бизнесе, строительстве, добыче и обработке меди. Также планируется создать дополнительные рабочие места в тяжелой промышленности (около 1000), туризме и в сфере обслуживания. Для этого необходимо, чтобы в Армении существовали не только внешние, но и внутренние инвестиции, а экономика была конкурентоспособной.
- А как Вы рассматриваете сегодняшнюю ситуацию в Грузии?
- Главный судья в Грузии - это народ и международные наблюдатели, и если они сделали заключение, что выборы прошли нормально, то мы должны это воспринимать именно так. В Армении между правительством и армянским народом нет пропасти: реформы протекают эффективно, а народ год от года живет лучше. В то же время развитие Еревана и губерний происходит неравномерно, и мы большое место уделяем развитию как губерний, так и столицы республики. Мы осознаем что без сильных провинций не может быть сильной Армении.
- А что будет сделано непосредственно в этой сфере?
- С 1991 по 2001 годы у нас существовали зоны бедствия. Сейчас проблема еще существует, но она практически на 85% решена. Создана комиссия из мэров 4 городов, депутатов губерний, а так же руководителей губерний во главе с премьер-министром Сержем Саркисяном. Комиссия встречается с населением, тщательно изучает проблемы этих зон и до 1-го марта 2008 года планируется разработать программу, согласно которой будут решаться основные проблемы этого региона: создание рабочих мест и обеспечение жильем тех, кто еще не имеет его в городах Спитаке, Ванадзоре, Гюмри и Степанаване.
Уже сейчас правительство занимается возведением жилых домов, кинотеатров, спортивных и детских площадок. Конечно, в этом процессе принимают участие и муниципальные власти, но в большей степени этим занимается правительство. Основное финансирование исходит из федерального бюджета.
- Чьи кандидатуры на Ваш взгляд больше всего подходят на ведущие должности, - в частности, на должность премьер министра? Может ли это место быть предложено действующему президенту?
- В Армении очень много людей, достойных занять эти места, но наша партия рассмотрит этот вопрос после президентских выборов.
И о том, будет ли Кочарян премьер-министром или нет, можно говорить только после выборов. Годы правления Роберта Кочаряна были годами достижений. Кочарян, вместе со своей командой, сделал многое для становления Армении, и это факт, о котором я могу заявить как с политической, так и с гражданской точки зрения.
Революционных изменений в политике не будет. Политический курс Армении в глобальном смысле останется тот же. И те достижения, которые были за последние 8 лет, - это достижения не только президента и правящей партии, но и всей команды в целом.
- Что Вы имели виду, предлагая установить сухопутную границу между Арменией и Нагорным Карабахом? Будет ли это способствовать урегулированию отношений между Азербайджаном и Арменией, или в большей мере направлено на укрепление обороноспособности Армении?
- По вопросам урегулирования карабахского конфликта мы исходим из трёх основных принципов. Первый: мы не представляем себе Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Второй: Нагорный Карабах и Армения должны иметь сухопутную границу, чтобы Карабах не находился в анклаве. И третий: необходимо соблюдение безопасности карабахского народа и границ Нагорного Карабаха.
Эти три принципа включены в политическую позицию РПА давно и мы их придерживаемся. Народ Карабаха уже самоопределился и провел референдум, следовательно, он не хочет входить в состав Азербайджана.
- Считаете ли Вы переговорный процесс, проходящий в настоящее время, удовлетворительным? И может ли в ближайшее время конфликт быть урегулирован?
- Наша партия выступает за исключительно мирное урегулирование конфликта, мы поддерживаем тот курс переговоров, который существует. По моей оценке, уже есть позитивные изменения - в частности, мы наблюдаем сотрудничество и встречи политиков, послов и журналистов (визит Полада Бюль-Бюль Оглы в Нагорный Карабах в 2006 году, визиты председателя национального комитета Хельсинской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаевой и правозащитников Нигяр Абдуллаевой, Рены Юзбашевой; журналистов Сеймур Байджан, Хамиса Масимова, Идрака Аббасова в Армению визит Стефана Сафоряна с делегацией в Баку и др.) с обеих сторон в зоне конфликта, что несколько лет тому назад не представлялось возможным. Я думаю, что карабахский конфликт будет урегулирован уже в ближайшие несколько лет.
В Азербайджане есть разумные политики, которые понимают, что карабахский народ уже самоопределился, и назад ход истории обратить невозможно. Армения и Азербайджан - соседние страны, а у соседей должны быть хорошие отношения. Мы заинтересованы в этом и хотим этого.
- Какие меры необходимо предпринять для нормализации отношений с Турцией и стоит ли вообще такая цель?
- Такая цель есть, так как Турция — это наш сосед, но как заявляли президент Армении Роберт Кочарян, бывший премьер-министр Андраник Маркарян и нынешний премьер-министр Серж Саркисян, армянская сторона не закрывала границу.
Мы готовы на дипломатические отношения с Турцией без каких либо предварительных условий. Не Армения, а Турция в 1993 году закрыла границы, и это она выдвигает нам предварительные условия. Первое - говорить о геноциде армян не должны ни мы, ни граждане других государств — т.е. армянская диаспора во всем мире; и второе - оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Мы не считаем эти условия приемлемыми для армянского населения.
Власти Армении уже заявляли и на деле показали что заинтересованы, чтобы с Турцией у нас были нормальные отношения - ведь если Турция войдет в ЕС, то она будет жить в соответствии с европейскими ценностями и будет более предсказуема для нас. Но так как они закрыли границы, что мы можем сделать?
- То есть ваша позиция в отношениях с Турцией остается неизменной?
- На мой взгляд, лучше позиции, чем у Армении в отношении Турции, не может быть. У нас нет никаких предварительных условий. Мы говорим о том, что мы готовы установить дипломатические отношения, но без каких-либо предварительных условий. Принятие условий, выдвигаемых Турцией - не говорить о геноциде армян и оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджана - противоречит интересам не только армянского народа, но и является преступлением против всего человечества. Это невозможно, и это вообще нездоровое мнение. В XXI веке, веке демократии невозможно вести переговоры на таких условиях. Важно чтобы в XXI веке, Турция не была похожа на Турцию XIX века. Об этом должны говорить не только в Армении, но и во всем мире.
- Что изменится, если Турция признает геноцид армян?
- Мы не говорим о том, что Турция должна обязательно признать геноцид, мы просто говорим правду. Мы говорим не только о геноциде армян, но и о холокосте. У любой страны должен быть курс, который делает эту страну сильной и исходит из интересов этой страны и этого народа, - но не за счет другого народа.
- Но ведь сейчас интересы народа страдают? Закрытие границ наносит ущерб экономике, и это приносит неудобство людям? Люди ведь страдают?
- А кто сказал, что люди страдают? Они не страдают. В Армении идёт серьёзный экономический рост и люди с каждым годом живут лучше, они не страдают от того, что граница закрыта. Да, было бы лучше, если бы граница была открытой, но свой шаг мы уже давно сделали. Сейчас действия должны исходить от турецкой стороны.
- Произойдут ли после президентских выборов в Армении какие либо изменения в отношениях с Россией? Как пройдёт избирательный процесс для граждан Армении, живущих на территории Российской Федерации?
- Россия — наш стратегический партнер, и мы заинтересованы в развитии отношений с российской стороной, чтобы эти отношения были более глубокими во всех сферах.
- Например?
- Например, в экономической: согласно договору, заключенному между Россией и Арменией во время последнего визита премьер-министра России Виктора Зубкова, планируется, что торговый оборот между Арменией и Россией за 2008 год достигнет одного миллиарда долларов, в то время как сейчас он не превышает 800 миллионов. Кроме того, планируется так же разработка и реализация массы проектов, как в культурной, так и в образовательной сфере.
10 февраля 2008 года
С Эдуардом Шармазановым беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Бэлла Ксалова.