Руководитель юго-осетинской части Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Борис Чочиев заявил, что Южная Осетия, в отличие от Косово, придерживается норм международного права. В соответствии с действующим на тот период Законом она осталась в составе СССР, а когда Грузия вышла из СССР, то Южная Осетия перестала быть частью грузинской республики.
В связи с провозглашением независимости сербского края Косово, которое приветствовали некоторые страны Европы, Борис Чочиев заявил, комментируя это событие по просьбе собственного корреспондента "Кавказского узла": "Южная Осетия, в отличие от Косово, придерживается норм международного права. Мы полностью соблюдали и соблюдаем все международные нормативно-правовые акты, законы Советского Союза. В соответствии с действующим на тот период Законом мы остались в составе СССР, а когда Грузия вышла из СССР, то Южная Осетия перестала быть частью грузинской республики".
"А после распада СССР мы стали независимым государством. Наш народ в соответствии с действующим законодательством самоопределился, не нарушив при этом ни одну статью ни одного закона, в отличие от Косово",
Отвечая на вопрос о влиянии возможного признания независимости Косово на ситуацию в Южной Осетии, Б. Чочиев отметил: "Независимо от того, признают эти страны Косово или не признают, для нас это не главное. Для нас самое главное - сохранить свой народ, сохраниться как нация, чтобы эту территорию, которую мы получили от своих предков, мы смогли передать своим потомкам. Если здесь не будет жить осетин, это не будет больше Южной Осетией".
Он особо подчеркнул: "Если и теперь, после признания Косово США и другими странами Россия не сделает соответствующих выводов, то третьего раза не будет".
Свою позицию он аргументировал тем, что "в 1920-м году нас уничтожили, в 1991-1992 годах нас уничтожили, и все равно Россия нас не признала, хотя следует отметить, что наши беженцы нашли приют в Северной Осетии и нам оказывается экономическая поддержка в рамках российско-грузинского межправительственного соглашения".
"Если, не дай Бог, Южная Осетия и на сей раз не будет признана как независимое государство и если нас опять затолкают в состав Грузии, то - всё: через два-три года понятие "Южная Осетия" исчезнет", - резюмировал политик.
Напомним, что Грузия не признает независимость Косово, об этом заявили представители парламента и правительства страны.
Между тем ректор грузинского института общественных дел (GIPA) Леван Цуцкеридзе считает, что от непризнания Грузией независимости Косово не должно возникнуть никаких проблем в ее отношениях с международным сообществом.
"Считаю, что Грузия не обязана была сразу же высказывать свою позицию по данному вопросу. Тем более, что от нашей страны в принципе ничего не зависит и не отразится на результате дальнейшего признания Косово",- говорит Леван Цуцкеридзе.
Эксперт и глава НПО "Центр стратегических исследований Кавказа" Мамука Арешидзе, между тем, уверен, что признание Косово опасно для Грузии и может стать моральным прецедентом для Абхазии и Южной Осетии.
Как он заявил корреспонденту "Кавказского узла", с юридической точки зрения признание Косово не является прецедентом: "Но с другой стороны это все-таки моральный, идеологический прецедент, которым не замедлят воспользоваться сепаратистские силы в регионе, и будут апеллировать к этому примеру".
Край Косово провозгласил свою независимость 17 февраля. Однако участники созванного Россией экстренного заседания Совета Безопасности ООН не смогли принять решение по факту.
Как отметил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, одностороннее провозглашение независимости, произошедшее 17 февраля, противоречит резолюции Совбеза ООН по Косову.
Перед этим провозглашение независимости края осудила Госдума России. А спикер Совета Федерации Сергей Миронов выразил уверенность в том, что после появления государства Косово Россия имеет право пересмотреть отношения с Абхазией и Южной Осетией, также отстаивающими свою независимость.
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин заявил, что Ситуация в Косово должна стать сильнейшим аргументом для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что прецедент Косова "вдохновит сепаратистов не только в Европе, но и на Ближнем Востоке".
Так же считает глава комитета по международным делам Василий Лихачев. По его мнению, провозглашение Косово будет иметь "страшное по своим политическим последствиям воздействие".
Позицию России одобрили в США, которые неоднократно констатировали, что Косово - уникальный случай, и признание независимости этого края не может быть прецедентом для Абхазии и Южной Осетии.