Родственники похищенных в Дагестане людей, а также члены движения "Матери Дагестана" подозревают в причастности к похищениям работников правоохранительных органов и обвиняют прокуратуру в бездействии.
Одна из лидеров движения "Матери Дагестана" Гульнара Рустамова выражает опасения, что Джабира Камалутдинова и Шамиля Омарова, которые были похищены в конце января в Махачкале и были освобождены через неделю, могут снова похитить.
По словам Рустамовой, "их и сейчас преследуют работники "шестого" отдела, поступают звонки и угрозы. Молодых людей похищают работники правоохранительных органов лишь на том основании, что их подозревают в нетрадиционных для Дагестана религиозных взглядах".
Между тем стали известны некоторые подробности похищения Камалутдинова и Омарова. Как они сами представителям дагестанских СМИ, к похищению причастны сотрудники правоохранительных органов.
По словам Камалутдинова, 30 января вечером он сел в такси, и в этот момент из черного автомобиля "ВАЗ-21099" без номеров выбежали вооружённые люди, которые насильно пересадили его в свой автомобиль.
"Я оказался с мешком на голове в заброшенном доме у моря, - рассказывает Камалутдинов. - Похитители, которые не представлялись, требовали от меня назвать имена причастных к ваххабитскому подполью людей, в частности, спрашивали о лидере "махачкалинского джамаата" Шамиле Гасанове и связях с ним".
Через два дня Камалутдинов и его товарищ Шамиль Омаров, которого похитили возле своего дома на следующий день, были перевезены, по их словам, в Чечню, где к ним применялись пытки.
Вот что заявил по этому поводу Джабир Камалутдинов: "Меня били по почкам, по голове, в область паха баклажкой, наполненной водой, чтобы не оставались следы от ударов. Пытались выдернуть плоскогубцами ногти, надевали противогаз. Кроме этого пытались запугать тем, что дадут в руки оружие и затем проведут спецоперацию с известным финалом, то есть уничтожат меня. Я думаю, что похитители - представители силовых структур, но какое именно ведомство, непонятно. Об этом говорит беспрепятственное передвижение их через границу Чечни и Дагестана".
На пятый день обоих похищенных переправили обратно в Дагестан. Джабира Камалудинова высадили из машины на федеральной трассе "Кавказ" недалеко от города Кизилюрт, а Шамиля Омарова - возле своего дома в Махачкале.
По мнению Джабира Джамалутдинова, их отпустили после того, как поняли, что они не причастны ни к каким преступлениям, и после огласки, которое получило это дело на самом высоком уровне.
Представитель движения "Матери Дагестана" Гульнара Рустамова заявляет, что имеются свидетели, которые могут назвать имена тех работников правоохранительных органов, которые участвовали в похищениях людей.
"Когда мы были в Ленинской прокуратуре Махачкалы, следователь Абдурахман Казакбиев делал всё, чтобы переиначить заявление, поданное Джабиром Джамалутдиновым, дописывал слова "якобы", "точно не знаю" в каждое предложение. С большим трудом мы подали все же заявление", - говорит Рустамова.
"Но есть еще третий человек, которого хотели похитить вместе с Джамалутдиновым и Омаровым. Это Амин Абдулкадыров, который работает вместе с Джабиром. Когда Джабир и Шамиль находились в Чечне, похитители постоянно спрашивали о нём. Хотели выманить Амина и тоже "потерять". Он, понимая, что украли двоих, а значит, придут и за ним, всё время находился дома. Когда за ним пришли, Амин срочно вызвал своего родственника, который работает в ФСБ. Когда тот приехал, то застал работников УБОП. После этого им ничего не оставалось, как официально вызвать Амина в управление", - сказала представитель "Матерей Дагестана".
Как заявляет Гульнара Рустамова, движение не намерено останавливаться в борьбе с похищениями: "Мы на этом не остановимся, пока не найдём всех похищенных ребят. Этот случай показал, что это ниточка, через которую можно раскрутить и выйти на тех, кто похищает ребят. Теперь у нас есть свидетель - работник ФСБ. Но дело раскроют, только если этого захочет прокуратура".
Жители республики неоднократно проводили акции протеста против похищения людей. Движение "Матери Дагестана за права человека", появившееся в конце августа 2007 года, стало продолжением общественного протеста.
Для расследования уголовных дел, связанных с похищениями людей, и проведения проверок по этим сообщениям прокуратурой Республики Дагестан создана межведомственная следственно-оперативная группа. В состав группы включены сотрудники прокуратуры, Управления ФСБ и МВД Дагестана. Руководителем группы назначен начальник отдела по расследованию убийств и бандитизма следственного управления прокуратуры Республики Дагестан Абдурахман Алиев.
По информации, полученной корреспондентом "Кавказского узла" в прокуратуре Республики Дагестан, в 2007 году в органы прокуратуры Дагестана поступило 45 сообщений о похищении 47 граждан, в этой связи возбуждено 25 уголовных дел. В 19 случаях было отказано в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что пропавшие нашлись.
Также из общего числа заявлений о похищенных было установлено, что в 11 случаях похищались девушки с целью вступления в брак.
Кроме того, имеется десять сообщений о похищении людей неизвестными в камуфляжной форме. В суд направлено 11 уголовных дел, связанных с похищениями людей, для рассмотрения по существу.