Комиссия Народного Собрания Республики Ингушетия 21 февраля подготовила доклад о нарушениях прав человека в республике, в котором отмечается, что неправомерные действия силовиков обострили ситуацию в республике. Доклад 24 февраля был направлен во все органы власти, а также в электронные и печатные СМИ.
В докладе приведены факты бесследных исчезновений граждан, убийств и похищений людей на территории республики за период с 2002 года по настоящее время.
По мнению авторов доклада, "незаконные методы борьбы с терроризмом сотрудниками силовых структур породили потоки жалоб и заявлений со стороны граждан в различные органы власти, в том числе и в адрес Народного Собрания Республики Ингушетия".
"Беззакония, творимые спецслужбами во время проведения следственно-оперативных действий, оперативно-розыскных мероприятий, других силовых операций не только не привели к улучшению криминальной ситуации в целом по республике, а, напротив, усугубили ее", - подчеркивается в докладе.
Комиссия считает, что это ухудшение криминальной ситуации непосредственно оказало влияние на общественно-политическую ситуацию в целом и привело к ее осложнению.
"Сотрудники правоохранительных органов не просто нарушали закон, конституционные права и свободы граждан, но и совершали особо тяжкие преступления как похищения и убийства граждан", - говорится в докладе.
В заключение доклада комиссия приводит свои выводы и предложения, призванные улучшить ситуацию в республике. Помимо предложения направить доклад в органы региональной и федеральной власти, а также в электронные и печатные СМИ, комиссия рекомендует:
Доклад был подготовлен «Временной комиссией Народного Собрания Республики Ингушетия по проверке фактов нарушения прав граждан в Республике Ингушетия». Доклад подписан большинством, участвовавших в работе членов комиссии депутатов.
Доклад подписали: депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия Манкиев Б.Б., Аушев М-С.А., Гагиев А.К., Марзиев Т.М., адвокат Ахильгов Б.А., правозащитники Хантыгов А. и Муцольгов М.А.
Депутат Алероев С.З., главный специалист Аппарата Правительства Республики Ингушетии Осканов М.А. и юрист межрегиональной общественной организации «Веста» Темурзиев М.Н. в работе комиссии участия не принимали.
Депутаты Хаутиева Т.О., Бузуртанов М.Х. (подготовивший проект доклада), Чахкиев М.И. (находился на лечении) и Костоев Я.А. по разным причинам подписать доклад отказались.
Отметим, что правозащитник Магомед Муцольгов, руководитель Автономной некоммерческой организации "Машр" ("Мир") в Ингушетии недавно вернулся из поездки по странам Западной Европы. Целью его пятидневного пребывания там были встречи с зарубежными коллегами.
Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", Магомед Муцольгов рассказал о наиболее острых проблемах в Ингушетии, "в числе которых массовые похищения людей на территории Ингушетии (Число похищенных с 2002 г. по 2008 г. составило 158 человек); убийства как мирного населения, так и сотрудников силовых структур (с 2002 по 2008 гг.- в Республике Ингушетия убито более 600 человек)".
12 февраля в Независимом пресс-центре в Москве состоялась презентация доклада Правозащитного Центра "Мемориал" на тему: "Ингушетия 2007 г. Куда дальше?", в котором содержится обзор событий в республике за прошедший год, рекомендации властям региона и руководству силовых ведомств по улучшению ситуации и возможный сценарий развития событий в 2008 году.
Как говорится в докладе, опубликованном на сайте общества "Мемориал", во второй половине 2007 года ситуация в Республике Ингушетия катастрофически ухудшилась. Отмечается с одной стороны, невиданная доныне активизация боевиков: в июле, августе, сентябре, октябре из республики почти каждый день приходили сообщения о нападениях на представителей государства, подрывах фугасов, обстрелах. С другой стороны правозащитники обращают внимание на то, что силовики боролись с боевиками, грубо нарушая права человека.
Как уже сообщал "Кавказский узел", ситуация в Ингушетии вышла из-под контроля местных властей во главе с президентом Муратом Зязиковым. По мнению аналитиков, ингушский президент не смог заручиться поддержкой авторитетных лидеров местных семейных кланов.
25 июля 2007 года распоряжением министра внутренних дел России Рашида Нургалиева на территории Ингушетии началась специальная комплексно-профилактическая операция. Со 2 августа личный состав МВД был переведен на усиленный режим несения службы: милиционеры должны были находиться на рабочих местах до 22.00 и работать без выходных дней. 9 августа в Ингушетию были введены дополнительные подразделения внутренних войск МВД России. Всего было введено около 2,5 тысяч военнослужащих внутренних войск и несколько десятков единиц бронетехники.
10 октября 2007 г. несмотря на то, что активность боевиков и число преступлений не уменьшались, было объявлено, что дополнительные силы внутренних войск покинули Ингушетию. Однако 30 октября 2007 г. замминистра внутренних дел России Аркадий Еделеев заявил, что профилактическая спецоперация в Ингушетии продлена до выборов в Госдуму 2 декабря 2007 г. "До этого момента вывод сотрудников и прекращение спецоперации преждевременны", - заявил Еделеев.
А 22 января текущего года Еделев, сказал, что милицейские спецоперации в Ингушетии и Дагестане, возможно, будут продолжаться до марта, объяснив это тем, что правоохранительные органы до президентских выборов обещают пресекать любые антиобщественные выпады.
Так, в преддверии митинга протеста 26 января в Назрани часть территории Ингушетии, включающая некоторые районы города Назрани, Магаса и окрестности станицы Нестеровская, были объявлены зоной контртеррористической операции. Лишь 3 февраля Оперативный штаб в Ингушетии принял решение о прекращении этой операции.
Стоит отметить, что накануне отмены контртеррористической операции Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин заявил о том, объявлять эту территорию зоной проведения операции с введением ограничений конституционных прав граждан и свободы массовой информации правовых оснований не имелось.
О том, что военные действия и спецоперации, проводимые на Кавказе с целью устранения угрозы терроризма, неэффективны в борьбе с радикализмом, а наоборот, усиливают его, заявил и первый президент Ингушетии Руслан Аушев.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать развитие ситуации в Ингушетии и ведет хронику событий.