В столице Адыгеи Майкопе выборы 2 марта прошли достаточно честно, считает Владимир Каратаев, глава общественного объединения "Голос" по мониторингу выборов в республике и ряду районов Краснодарского края. Но этого нельзя сказать о сельских округах, где явка избирателей составила почти 100%, что уже само говорит о нарушениях.
"По выборам президента России в городе, - сказал он корреспонденту "Кавказского узла", - итог голосования, видимо, верен: за Дмитрия Медведева - более 60% и за Геннадия Зюганова - 26%. К 70-ти же процентам - официальной цифре по республике - результат первого претендента на президентский пост приблизилась лишь благодаря районам".
По данным корреспондентов "Голоса", эти выборы были более спокойными, чем декабрьские: не зафиксировано массовых нарушений на участках, открытого давления на избирателя. "И все нарушения, которые все-таки имелись, носили административный характер, а осуществлялись в ходе агитационной кампании", - отметил глава организации.
При этом он указал на распределение времени, предоставленного кандидатам, когда оно соотносилось примерно один к ста. Это, сказал он, было самым очевидным нарушением, мимо которого не могли пройти ни коммунисты, ни другие общественные группы, причисляющие себя к оппозиции.
К другим нарушениям на выборах глава "Голоса" причислил то, что председатели территориальных комиссий демонстрировали "свое явное невежество" и "агрессивное нежелание работать" с корреспондентами организации. И через сутки после выборов комиссии отказывались предоставить протоколы по голосованию на участках общественности, хотя исполнительной власти и своему начальству передали.
В некоторых районах Краснодарского края корреспондентами объединения были зафиксированы факты переписки протоколов прямо в территориальных комиссиях. Между тем, процедура предусматривает следующее: если выявлены ошибки, протокол оставляется в ТИКе, а на участке производится повторный пересчет бюллетеней и составление нового протокола, пояснил собеседник.
В Адыгее самый неприятный момент отмечен в ауле Хакуринохабль, отметил Каратаев: "Там наблюдателю от КПРФ предложили вбросить дополнительно по 50% бюллетеней за Зюганова и Медведева, чтобы обеспечить установленную администрацией явку избирателей. А когда наблюдатель отказался, вброс был произведен все равно".
Следующий момент нарушений зафиксирован в Майкопе в микрорайоне "Восход", отметил он. Один из избирателей, придя голосовать, обнаружил в списках и имя отца, давно умершего. Он возмутился, порвал этот список, и его выдворили из участка.
Мэрские и депутатские выборы по Майкопу корреспонденты "Голоса" не отслеживали, отметил собеседник. Но информация о них в штаб все равно приходила. И если судить по этой информации, данные выборы честными назвать нельзя. Говорилось часто о подкупе избирателей, наблюдатели фиксировали такие случаи (в частности, в станице Ханской, где людям давали деньги), а также о беспрецедентном использовании административного персонала.
"Квартальные, старшие многоэтажных домов, которые никакого отношения к избирательным комиссиям не имели, не выходили из участков, - сказал Каратаев. - Они на протяжении всего периода агитации и самих выборов "обтаптывали" бабушек и дедушек, живущих на их территориях. Это делалось для того, чтобы как можно большее число из них проголосовало на дому. И наши корреспонденты фиксировали эту связь, их работу".
Ранее правозащитник, член правления Международного общества "Мемориал" Сергей Ковалев в открытом письме властям России назвал прошедшие в РФ выборы "безвкусным фарсом, разыгранным бездарными режиссерами на всей необозримой российской сцене".
"Совершенно излишне скучно собирать переписанные задним числом протоколы избирательных комиссий, свидетельства о вбросе бюллетеней и т.д. - все ясно и так. Власть (которую, между прочим, вы представляете, господа) исковеркала избирательное законодательство, а затем небрежно, топорно, кое-как имитировала выборы, наплевавши на Конституцию, вооружившись "административным ресурсом", - не для нас имитировала, для столь нелюбимого вами Запада", - пишет Ковалев.
Впрочем, он добавляет: "Я отнюдь не утверждаю, будто без фальсификаций "Единая Россия" не попала бы в Думу; помилуй Бог, конечно, она все равно заняла бы первое место. Это совсем иная, тоже очень больная, проблема страны".