Более недели в СИЗО-1 в столице Калмыкии Элисте длилась голодовка заключённых, которую они проводили в знак протеста против действий администрации следственного изолятора. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил родственник одного из узников Владимир Галитров.
Факт голодовки подтвердило корреспонденту "Кавказского узла" и руководство СИЗО-1 УФСИН (Управление Федеральной службы исполнения наказаний) РФ по Республике Калмыкия (РК). По словам начальника тюрьмы Александра Тарасова, она была начата одиннадцатью подследственными 23 января и прекращена позавчера, 30 января, после того, как проведённые проверки не выявили нарушения прав подследственных и осуждённых.
В то же время, адвокат одного из участников голодовки Анна Ашараули заявила, что один из арестантов, которого она сегодня, 1 февраля, видела в Верховном суде Калмыкии, сообщил ей, что голодовка была прекращена вчера, 31 января.
Инициаторам акции не удалось добиться массовой поддержки со стороны других заключённых. Как утверждает Тарасов, к ним присоединилось только четверо или пятеро человек из различных камер и они держали голодовку не так стойко, как инициаторы, а периодически принимали пищу.
"22 января в СИЗО-1 был введен отряд специально назначения УФСИН РФ по РК. Спецназовцы в масках избили почти всех содержащихся в изоляторе. Били ногами, руками, дубинками и при этом кричали: "Это привет от нового начальника СИЗО, чтобы знали, кто в доме хозяин!". При этом умышленно уничтожались туалетные принадлежности, вещи и даже личные материалы по уголовным делам. Под видом обыска спецназовцы издевались и над женщинами - по всему СИЗО слышались женские крики", - рассказывает со слов освободившегося 29 января из СИЗО Сумьяна Н., житель Элисты Владимир Галитров.
Александр Тарасов, действительно назначенный на пост начальника СИЗО-1 Калмыкии непосредственно перед вышеописанными событиями, подтвердил, что 22 января в камерах подведомственного ему учреждения силами спецназа был проведён обыск на предмет изъятия запрещённых к хранению предметов. Такие мероприятия, по его словам, проводятся в российских изоляторах постоянно, являются нормой.
В то же время Тарасов отверг обвинения в адрес бойцов спецназа в применении насилия и уничтожении имущества содержащихся в СИЗО. Он говорит, что сотрудники УФСИН действовали в рамках закона, что и показали сразу две проверки. Первая была проведена с участием Уполномоченного по правам человека в Калмыкии, вторая - с участием сотрудников прокуратуры, получивших жалобы узников "казённого дома". Проведенные в ходе проверок медицинские освидетельствования заключённых не выявили, как утверждает Александр Тарасов, никаких следов насилия на них.