Председатель организации "Матери Дагестана за права человека" Гульнара Рустамова обратилась к Московской Хельсинкской группе и Правозащитному центру "Мемориал" с письмом, указывающим на "произвол и безнаказанность" силовых структур республики.
По утверждению Рустамовой, за время работы их организации похищения молодых людей в Дагестане значительно сократились. Тем не менее, после организованной "Матерями Дагестана" встречи одного из недавно найденных - Д. Камалудинова - с журналистами в адрес организаторов - Г.Рустамовой, Д.Камалудинова и Ш.Омарова - стали поступать угрозы. В частности, от самой Рустамовой требовали, чтобы она оставила свою правозащитную деятельность.
Рустамова утверждает, что "объектом нападок" стал ее младший брат Вадим Бутдаев, которого правоохранительные органы "уже давно не оставляют в покое".
"Вадим находился дома со своими родными, когда работники 6-го отдела стали повсюду распространять слухи, что Вадим "ушел в лес", - сообщает правозащитница. - В отдел были вызваны две женщины, которые бывают у нас дома. Их уверяли, что Вадима дома нет. Однако перед тем как придти в отдел, женщины видели Вадима в нашем доме. За некоторое время до этого к Вадиму подходил работник 6-го отдела. Он предупредил, что Вадима хотят "потерять" или надолго посадить. Тогда мы не придали этому значения, поскольку работники милиции уже три года провоцируют Вадима на то, чтобы он стал скрываться. Не найдя против него ничего противозаконного, работники милиции решили действовать через его друзей и знакомых".
В подтверждение своих слов Рустамова указывает на тот факт, что 13 марта 2008 г. в 9 часов утра был похищен Эльдар Наврузов, 1984 г.р. По ее словам, имеются свидетели похищения, но они боятся давать свидетельские показания. Согласно протоколу, Наврузова задержали 14 марта 2008 г. в 21 час, и при нем была обнаружена граната. Более двух суток родные не могли добиться того, чтобы к Эльдару допустили адвоката, с которым они заключили соглашение. Наврузова душили, после чего он дал признательные показания. Сейчас он находится в ИВС г. Махачкалы, и родным известно, что он подвергается пыткам. В адрес адвоката Эльдара Наврузова поступают угрозы.
Также, по словам Рустамовой, 13 марта 2008 г. в 18 часов 20 минут был похищен Герман Хидирович Хидиров, 1982 г.р. На следующий день около 22 часов к Хидировым пришли с обыском. В постановлении следователя ОВД г. Каспийска Магамедирова было сказано, что у Хидирова Г.Х. в черном пакете лежали кроссовки, в каждом из которых находилось по одной гранате. Во время обыска был найден листок бумаги с печатным текстом, взятым из интернета, где была описана схема приготовления самодельного взрывного устройства. Мать и невеста Хидирова утверждают, что этот листок бумаги никак не мог находиться в их шкафу, т.к. в этот день они наводили в шкафу порядок.
"18 марта 2008 г. был задержан Салавутдин Омаров, 1979 г.р., наш сосед и друг моего брата Вадима, - сообщает руководитель "Матерей Дагестана". - Салавутдину также подбросили гранату. Был задержан и экспедитор, с которым работал Салавутдин. Экспедитора очень сильно избили и также подбросили гранату".
По утверждению Рустамовой, членов организации "Матери Дагестана" преследуют и запугивают, им и их родным угрожают возбуждением в отношении их уголовных дел.
"Наглядным примером может послужить судьба семьи похищенного Рамаза Дибирова, - доказывает свои слова правозащитница. - Мать Рамаза, Шахризада Дибирова вместе с младшим сыном, Ильясом Дибировым, не оставляла надежду найти старшего сына и брата. Им неоднократно угрожали. В итоге, против Ильяса были выдвинуты обвинения в связях с боевиками. В деле фигурирует и его мать".
По информации "Матерей Дагестана", Ильяс Дибиров также был похищен, и несколько дней родные не знали, где он находится. "Его избивали работники УБОП, - пишет Рустамова. - Избивавшими были С.М. Ченчик, зам. начальника департамента по борьбе с организованной преступностью МВД РФ, и еще трое работников УБОП славянской внешности. При этом присутствовал начальник ИВС г. Махачкалы. Ченчик сказал Ильясу, что если его мать не успокоится, то они отвезут ее и жену Ильяса в Ханкалу, и он будет не мужчина, если лично их не изнасилует. Об этом нам рассказала сама Шахризада. Мы не знаем, хватит ли у этой женщины смелости подтвердить то, что она говорила, так как у них в руках ее сын, которого постоянно бьют".
По утверждению председателя организации "Матери Дагестана за права человека" Гульнары Рустамовой, в Дагестане действует организованная преступная группировка, во главе которой находятся высокопоставленные работники милиции. "Произвол и безнаказанность силовых структур толкают молодых людей уходить в леса, взять в руки оружие", - указывает правозащитница.
Следует отметить, что это уже не первое сообщение "Матерей Дагестана" о возможной причастности к похищениям людей работников правоохранительных органов и о бездействии прокуратуры.
Напомним, что жители Дагестана неоднократно проводили акции протеста против похищения людей. Движение "Матери Дагестана за права человека", появившееся в конце августа 2007 года, стало продолжением общественного протеста.
По информации, полученной корреспондентом "Кавказского узла" в прокуратуре Республики Дагестан, в 2007 году в органы прокуратуры Дагестана поступило 45 сообщений о похищении 47 граждан, в этой связи возбуждено 25 уголовных дел. В 19 случаях было отказано в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что пропавшие нашлись.
Для расследования уголовных дел, связанных с похищениями людей, и проведения проверок по этим сообщениям прокуратурой Дагестана создана межведомственная следственно-оперативная группа. В состав группы включены сотрудники прокуратуры, Управления ФСБ и МВД Дагестана. Руководителем группы назначен начальник отдела по расследованию убийств и бандитизма следственного управления прокуратуры Республики Дагестан Абдурахман Алиев.