Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда вынесла 25 марта решение в пользу Харет Тешевой, представительницы малочисленного народа Черноморского побережья Кавказа - шапсугов.
Заявитель оспаривала определение Центрального районного суда Сочи, который отказал ей в принятии кассационной жалобы на предыдущее свое решение касавшееся "Положения о земельном налоге".
Как пояснил корреспонденту "Кавказского узла" представитель заявителя Заурбек Шу, первоначально речь шла об оспаривании бездействия Городского Собрания Сочи и признании частично недействующим "Положения о земельном налоге" в этом городе. Однако суд первой инстанции удовлетворять эти требования в полном объеме не стал.
"Заявитель с решением суда не согласилась, - сказал он, - и я, как ее представитель отправил кассационную жалобу через почтовое отделение 13 декабря. Таким образом, процессуальные сроки подачи мною были соблюдены, так как по закону именно эта дата считается днем подачи".
Но судья, по словам представителя заявителей, отказался принять жалобу к рассмотрению на том основании, что по факту она доставлена ему 21 декабря. Хотя, судя по почтовому уведомлению, письмо в канцелярию суда Сочи поступило 18 декабря.
На вопрос о том, допустимо ли предположить, что сочинский судья просто не знал положений закона о сроках подачи жалобы, собеседник ответил, что такого никак быть не могло. "Они прекрасно знают и помнят закон", - сказал он.
Объяснил же представитель подобные "вольные" судебные действия тем, что судьи для заявителей практически всегда остаются недосягаемыми. Даже в таких случаях, когда их отказ выглядит как грубое издевательство над законом, они остается безнаказанными.
Другое дело, что заявители не имеют права на ошибку. А если они все-таки ошибаются, то тут уже знания судей проявляются в полном объеме.
И судебной волокиты, отметил Заурбек Шу, на самом деле "удостаиваются" лишь единицы из заявителей. Только те, которые в течение всего процесса не ошиблись ни разу. Иначе - следует отказ. Более того, лишение права обращаться по этому вопросу в суд не только данного заявителя, но и других его сограждан.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что решение об отмене льгот по налогу на землю для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Городское собрание Сочи приняло 11 декабря 2007 года. Вступить в силу новый "Порядок о земельном налоге", в котором они уже не отражены, должен был "с 1 января 2008 года, но не ранее, чем по истечению одного месяца со дня опубликования".
"Суд по заявлениям Хариет Тешевой и Ислама Напсо об отмене этого абсурдного положения прошел в Сочи 2 декабря, - пояснил председатель Молодежного союза юристов Адыгеи Айдамир Тхагушев. - Он, как мы помним, отказал заявителям в этой части требований. А через девять дней депутаты сами его отменили, переименовав "Положение о налогах г. Сочи" в "Порядок о земельном налоге".
По мнению Айдамира Тхагушева, это расчетливый ход властей города, пытающихся избежать общественного резонанса. Юрист надеется, что своих прав коренной малочисленный народ - шапсуги - могут добиться с помощью судебных процессов.
"Кавказский узел" также сообщал о том, что Хариет Тешева и Ислам Напсо начали предпринимать меры по реализации своих интересов летом 2006 года. Сначала они обратились с письмами в различные инстанции, в том числе к главе города Виктору Колодяжному, а также в Городское собрание Сочи.
Осенью 2006 года Хариет Тешева и Ислам Напсо подали заявления в суд первой инстанции. В течение этой тяжбы они выиграли процесс в Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда. Сейчас ими снова направлена кассационная жалоба - в Краснодарский краевой суд - опротестовывающая решение суда Сочи от 2 декабря прошлого года и требующая рассмотрения дела по существу.
Справка: В конце 18 века в Шапсугии, а также в ближайших землях — Натухае, Убыхии и Абадзехии произошло «изгнание князей и дворян». Так данное событие именуется в фольклорных произведениях. Российские источники времен Русско-Кавказской войны эти субэтносы называют «демократическими племенами», а их предводителей «старшинами».
Изменения в общественном укладе обусловили демографический рост. По данным разных исследователей прошлого, на 30-е годы 19 столетия численность шапсугов составляла от 300 до 500 тыс. человек.
Эти изменения обусловили и развитие производства. Свидетельства этого до сих пор остаются в горах Западного Кавказа в виде черкесских садов, плодоносящих и сегодня. По описаниям же современников, в 30-е годы не обработанных участков на этих территориях не оставалось, сады росли в лесу и тянулись несколько десятков километров, соединяясь друг с другом.
Описанию этого феномена посвящен двухтомник «Черкесские сады» современного адыгского ученого историка Самира Хотко, который собрал воедино наиболее интересные труды по данной теме.
Шапсугский национальный район с административным центром в Туапсе был образован в 1925 году. Располагался он частью в районе Большого Сочи, частью в Туапсинском районе. К моменту создания района шапсуги составляли около 3,4 тыс. человек.
Ликвидировался район (с административным центром в поселке Лазаревском) частями. Туапсинская часть — двумя годами раньше. Полное упразднение произошло в 1945 году. Во время упразднения (без туапсинской части) шапсугов было около 4 тыс. человек.
1 декабря 1990 года I съезд причерноморских адыгов (шапсугов) принял «Декларацию об образовании Шапсугского национального района».
15 июля 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление «О создании Шапсугского национального района в составе Краснодарского края». В течение последующих лет власть не предприняла никаких мер по реализации данного постановления.
30 апреля 1999 года был принят Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». 24 марта 2000 года шапсуги включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Ныне на территориях Туапсинского района и Большого Сочи находится 12 шапсугских населенных пунктов. По приблизительным данным, в них проживает около 10 тыс. шапсугов. Советский и часть постсоветского периода Шапсугии описаны в книге «Шапсугия — боль моя» сочинского историка Тамары Половинкиной.