19:55 / 29.03.2008Рустамова: адвокаты в Дагестане не берутся защищать интересы похищенных

Председатель комитета "Матери Дагестана за права человека" Гюльнара Рустамова сегодня рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что у ее организации возникли новые проблемы, обусловленные отказом местных адвокатов в юридической помощи похищенным гражданам.

В качестве примера Рустамова привела историю жителя города Каспийска Германа Хидирова. 13 марта он вышел из дома, чтобы отремонтировать кроссовки, которые положил в черный пакет. Ночевать Герман Хидиров домой не вернулся.

Обеспокоенные родители и невестка безуспешно искали его у знакомых и родственников, а уже к вечеру следующего дня к Хидировым явились представители правоохранительных органов для обыска. В постановлении следователя ОВД города Каспийска Закира Магамедирова было отмечено, что Герман Хидиров, когда шел по улице, вел себя неадекватно, шатался, приставал к окружающим.

При проверке документов и личном обыске Германа Хидирова работниками патрульно-постовой службы в его кроссовках якобы были найдены по гранате, поэтому его пришлось забрать в милицию. После обыска в квартире Хидировых, который проводился без понятых, родственникам Германа Хидирова был предъявлен якобы найденный в его комнате листок бумаги с печатным текстом с описанием схем приготовления самодельного взрывного устройства, рассказывает Гюльнара Рустамова.

15 марта, когда родители явились в милицию для посещения сына, их не пропустили к арестованному. Милиционеры заявили, что у Германа Хидирова есть назначенный адвокат, которому их сын дал признательные показания. На просьбу познакомить с адвокатом последовал отказ.

Родственники Германа Хидирова пытались сами найти адвоката, но у них до сегодняшнего дня ничего не получалось, так как многие защитники, ознакомившись с обстоятельствами задержания Германа Хидирова, отказывались от его защиты.

Адвокат Азиз Курбанов, который все же согласился представлять интересы Германа Хидирова, в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявил, что поведение коллег объясняется двумя причинами. Во-первых, отдельные адвокаты в Дагестане считают, что похищенные действительно причастны к незаконным вооруженным формированиям. Во-вторых, по словам Курбанова, успешный адвокат в подобных делах дагестанскими властями и силовыми структурами воспринимается "чуть ли не как пособник боевиков".

Как уже сообщал "Кавказский узел", у представителей комитета "Матери Дагестана за права человека" также появляются проблемы. Так, после организованной ими встречи одного из похищенных  и недавно найденных - Д. Камалудинова - с журналистами в адрес организаторов - Г.Рустамовой, Д.Камалудинова и Ш.Омарова - стали поступать угрозы. В частности, от самой Рустамовой требовали, чтобы она оставила свою правозащитную деятельность.

Напомним, что жители Дагестана неоднократно проводили акции протеста против похищения людей. Движение "Матери Дагестана за права человека", появившееся в конце августа 2007 года, стало продолжением общественного протеста.

По информации, полученной корреспондентом "Кавказского узла" в прокуратуре Республики Дагестан, в 2007 году в органы прокуратуры Дагестана поступило 45 сообщений о похищении 47 граждан, в этой связи возбуждено 25 уголовных дел. В 19 случаях было отказано в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что пропавшие нашлись.

Напомним, что проблеме похищений в Дагестане, а также других регионах Северного Кавказа, посвящен подготовленный Программой "WITNESS" совместно с отделениями Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном и Назрани документальный фильм "Потерянные жизни. Исчезновения и безнаказанность на Северном Кавказе" ("Missing Lives. Disappearance and Impunity in North Caucasus").

Автор:Ахмед Магомедов, корреспондент "Кавказского узла".