Президент России Владимир Путин вскоре подпишет указ "Об основных направлениях развития отношений РФ с Абхазией и Южной Осетией". Об этом "Независимой газете" сообщил источник на Старой площади.
Текст указа практически готов, сейчас его изучают юристы Администрации Президента. Как утверждают осведомленные источники, указ должен позволить министерствам и ведомствам России установить прямые официальные отношения с аналогичными структурами в непризнанных республиках. Право открывать свои представительства в Абхазии и Южной Осетии получат и российские регионы. Речь, однако, не идет об открытии там российских консульств.
"Скорее всего, - пояснил источник, - будет открыто какое-то общее представительство, например, "по защите интересов граждан РФ" в этих республиках". А уже под его крышей разместятся представительства отдельных министерств (например, Минэкономразвития), Федеральной таможенной службы, Пенсионного фонда и других структур.
Предполагается и присутствие действующих дипломатов. В этом принципиальное отличие схемы, которую намерено реализовать в Абхазии российское руководство, от так называемого тайваньского варианта, о котором говорят ряд экспертов.
США, как известно, официально не признавая Тайвань, поддерживают с ним отношения через Американский институт по Тайваню, который представляет собой частную некоммерческую корпорацию. Он уполномочен выдавать американские визы, принимать заявки на оформление паспортов, оказывать помощь американским гражданам и защищать торговые и деловые интересы США на острове. По сути, это неофициальное американское дипломатическое представительство. В нем работают профессиональные американские дипломаты, которые на время своей тайваньской командировки уходят в отставку. Дипломаты, которые будут работать в Абхазии, в отставку уходить не намерены даже на время. Формально, во внутренних документах МИДа, они будут проходить как сотрудники посольства РФ в Грузии. Однако ни аккредитацию в Тбилиси, ни грузинские визы получать они не будут.
Эксперты надеются на то, что принятие документа произойдет еще при нынешнем президенте Владимире Путине до инаугурации Дмитрия Медведева, опасаясь, что иначе многочисленные согласования придется начинать заново.
"Возможно, сейчас не лучший момент для принятия радикальных решений, - считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. - Чиновники стараются угадать, что понравится новому президенту, что нет. Поэтому ведут себя крайне осторожно. Я думаю, что решение о формальном признании надо затянуть до декабря - не стоит начинать президентство Медведева с шагов, которые резко осложнят его отношения с Западом. Признание Абхазии несет в себе элемент риска. Но вместе с тем лучше рискнуть сегодня, потому что завтра эти решения обойдутся дороже. Тема Косово не будет вечно актуальной. Сейчас наши шаги в отношении непризнанных республик встретят понимание в мире как ответ США на признание Косово. Если же мы не решим проблему сейчас, то она напомнит о себе ближе к Олимпиаде. Пример у всех перед глазами: Китай-Тибет".
Депутат полагает, что высшее руководство России настроено более радикально, чем Госдума и МИД, и склоняется к хорошо подготовленному признанию Абхазии и Южной Осетии.
"До декабря нужно сделать все предварительные шаги, включая открытие авиа- и морского сообщения. Необходимо также наращивание контингента миротворческих сил до того уровня, который был ранее согласован. Сейчас этот контингент на треть ниже согласованного", - говорит Константин Затулин.
Затулин также считает целесообразным заключение договоров об экономическом и культурном сотрудничестве между Россией и Абхазией, Россией и Южной Осетией.
Известный эксперт по проблемам Кавказа Алан Касаев не уверен, что документ будет подписан именно сейчас, в последний месяц президентства Путина. "Это все-таки очень серьезный шаг, - говорит он. - С другой стороны, Медведев тоже с этого начинать не будет, и вопрос отложится до осени".
По словам Алана Касаева, если указ выйдет до парламентских выборов в Грузии, то это крайне негативно скажется на шансах оппозиции их выиграть, с этой точки зрения момент выбран неудачно.
"Хотя в принципе открытие представительств РФ в непризнанных республиках вполне возможно и юридически обосновано. Поскольку у большинства населения там имеется российское гражданство, у них есть проблемы во взаимодействии с органами власти РФ", - утверждает Алан Касаев.
Другой собеседник "НГ", российский дипломат, долгое время проработавший в Грузии, напротив, полагает, что момент для принятия подобных решений сейчас самый подходящий.
"В штатах республиканская администрация как раз сдает дела. Бушу сейчас ввязываться во все это не с руки, потому что ему надо создать хотя бы видимость того, что российско-американские отношения "сдаются" в хорошем состоянии", - утверждает дипломат.
Он полагает, что кандидаты на президентский пост тоже не будут особенно по этому поводу выступать, потому что "американского избирателя мало занимает сейчас внешнеполитическая проблематика".
У Грузии также, по его словам, нет возможностей что-то предпринять.
"Ну что они могут? Сами они вообще ничего не могут. Они, конечно, обратятся за помощью к США. Но там вряд ли захотят связываться с этой проблематикой, потому что нынешней администрации показывать американо-российские отношения в негативном свете не с руки, а их сменщики еще не определились. Мелкие страны типа Польши, Латвии, Эстонии, конечно, будут трепыхаться. Но их возможности крайне ограничены", - говорит дипломат.
По мнению собеседника, документ по Абхазии и Южной Осетии является ответом России на попытки вступления Грузии в НАТО: "Наиболее серьезная мера - это прямое военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии".
Дальнейшие шаги России, хотя об этом в указе президента не говорится, могут состоять в заключении с Абхазией и Южной Осетией военных договоров наподобие тех, которые были у США с Тайванем, пишет газета. За этим последует размещение армейских частей на российской военной базе в Гудауте (сейчас она закрыта, но вся инфраструктура сохранилась, в том числе прекрасный аэродром). Расконсервация военно-морской базы в Очамчире: размещение там подводных лодок сделает невозможными прогулки кораблей НАТО вдоль абхазского побережья. Что же касается формального признания Россией Абхазии и Южной Осетии, то, по информации "НГ", МИД рекомендовал президенту сделать это в двух случаях: если начнется реальный процесс присоединения Грузии к НАТО или военная агрессия против этих республик.
Как сообщал "Кавказский узел", президент Грузии Михаил Саакашвили 14 февраля направил письмо руководству НАТО с просьбой присоединить Грузию к Плану действий по вступлению в альянс.
Совет федерации РФ в свою очередь заявил, что в случае вступления Грузии в НАТО выступит за признание независимости Абхазии и Южной Осетии. И 21 марта депутаты Госдумы РФ предложили президенту и правительству РФ рассмотреть вопрос о целесообразности признания непризнанных республик.
26 марта Североатлантический совет обсудил в формате "26+1" в штаб-квартире НАТО в Брюсселе вопрос выполнения программы Плана действия по индивидуальному партнерству Грузии с НАТО (IPAP).
Но на саммите в Бухаресте, проходившем 2-4 апреля, руководство НАТО допустить Грузию к МАР отказалось, заявив, впрочем, что вернется к рассмотрению этого вопроса в декабре.
2 апреля глава МИД России Сергей Лавров заявлял, что РФ намерена дать адекватный ответ расширению НАТО. "Это не будет оставлено без ответа. Но реагировать мы будем прагматично, не как маленькие мальчики в школе, которые обиделись на то, что их обижают, и хлопнули дверью и убежали из класса, и стали плакать где-то в уголке", - сказал глава МИД РФ.
Напомним, что Абхазия и Южная Осетия просили Россию о признании независимости и защиты от Грузии не раз, направляя в Россию соответствующие послания.
В ответном обращении президент России Владимир Путин подчеркнул, что для России "далеко не безразличны чаяния и проблемы населения двух республик, проживающих в них российских граждан, поэтому поддержка Абхазии и Южной Осетии будет и впредь носить не декларативный, а предметный характер".
Эти слова Путина президент Грузии Михаил Саакашвили назвал "необдуманным" и "опасным" шагом.
Более того, 28 марта Саакашвили заявлял, что предлагает Абхазии неограниченную автономию в составе Грузии, полный федерализм, гарантии безопасного и мирного развития в рамках единого государства. Помимо этого, подчеркнул Саакашвили, "абхазам предлагается широкое представительство в центральных органах власти Грузии, в частности, пост вице-президента страны, который будет специально введен для реализации нашей инициативы".
В ответ министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил, что власти Абхазии не будут вести никакие переговоры с Грузией на политические темы. До этого премьер-министр Абхазии Александр Анкваб назвал "иллюзией" и "бесперспективным делом" мнение о том, что экономические проекты помогут вернуть Абхазию в состав Грузии.