Коллегия Верховного суда Кабардино-Балкарии рассмотрела кассационное представление прокуратуры г. Нальчика на решение Нальчикского городского суда, вынесенное по заявлению гражданки Мадины Труновой и удовлетворила его.
Тем самым заявительнице отказано в удовлетворении ее ходатайства о выдаче для захоронения тела сына, Радика Бапинаева, а также в признании незаконным и необоснованным постановления следователя Нальчикского горпрокуратуры о прекращении уголовного преследования в отношении Радика Бапинаева в связи с его смертью по не реабилитирующим основаниям.
Напомним, что Радик Бапинаев, 1980 года рождения, был убит 27 марта 2007 года в Нальчике при попытке задержать его.
По информации, распространенной МВД КБР, при попытке задержать Бапинаева, он открыл огонь, а также бросил в патрульную машину гранату.
Ранее Радик Бапинаев был объявлен правоохранительными органами в розыск за участие в НВФ. Он был представлен, как член джамаата "Ярмук". Сестра Радика Бапинаева, Олеся Трунова и ее муж Ильяс Байчекуев погибли в конце января в ходе спецоперации по ликвидации лидера джамаата "Ярмук" Муслима Атаева.
Радик Бапинаев подозревался в причастности к ряду преступлений, произошедших на территории Кабардино-Балкарии. По мнению правоохранительных органов, Радик Бапинаев мог мстить за погибшую сестру.
Однако мать заявляет, что ее сын не мог быть причастным к каким- либо преступлениям. В первую очередь, потому, что он с детства страдал эпилепсией. Пожизненно имел 1 группу инвалидности. После трагической гибели ее дочери Олеси, по рассказам Труновой, ей пришлось снять для сына квартиру отдельно, так как его преследовали сотрудники правоохранительных органов. Недалеко от этой квартиры он и был убит.
16 мая 2007 года Мадина Трунова обратилась в городской суд КБР с жалобой. Она просила признать незаконным постановление следователя прокуратуры г.Нальчика Энеева Т.С. от 2.05. 2007 года о прекращении уголовного преследования в отношении Бапинаева Р.Ф. в связи с его смертью по не реабилитирующим основаниям, а также просила обязать прокуратуру КБР вернуть ей тело сына для захоронения.
Суд частично удовлетворил жалобу Труновой. Постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Бапинаева в связи с его смертью по не реабилитирующим основаниям было признано незаконным.
Суд указал, что было нарушено "право на защиту в отношении погибшего Бапинаева Р.", которое "подозреваемому или обвиняемому обеспечивается через защитника или законного представителя".
Однако вопрос выдачи тела суд не решил в связи с тем, что Бапинаев подозревался органами в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений. По мнению суда, вопрос доказанности либо недоказанности вины должно разрешаться в досудебном порядке уголовного судопроизводства.
Прокуратура Нальчика обратилась в Верховный суд КБР с кассационным представлением, в котором просила суд отменить постановление суда. Верховный суд отменил постановление городского суда и направил дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Нальчикский городской суд 25 октября 2007 года вторично признал незаконным постановление следователя о прекращении уголовного преследования в отношении Бапинаева в связи с его смертью по не реабилитирующим основаниям.
В постановлении суда говорится: "..принятое следователем решение суд находит преждевременным и необоснованным, вынесенным по недостаточно исследованным материалам, поскольку, как следует из представленных Труновой М.М. материалов, Бапинаев Р.Ф., 15 июня 2008 года рождения, является инвалидом детства и нуждается в постороннем уходе. Однако, несмотря на это, органы предварительного следствия не исследовали личность Бапинаева Р.Ф., а также вопрос о возможности совершения последним инкриминируемых ему преступлений с учетом его инвалидности и состояния здоровья".
Далее в постановлении суда говорится: "Если верить справке ВТЭК об инвалидности, Бапинаев Р.Ф., не служил и не мог служить в РА в силу своего здоровья, нигде не проходил военную подготовку, а потому применить и обращаться с оружием и взрывчатыми веществами так, как указано в постановлении следователя, вряд ли мог, так как для этого требуется определенная физическая и тактическая подготовка, навыки его применения и соответствующее физическое здоровье.
Далее в постановлении суда указывается, что предварительным следствием не установлено, в связи с чем Бапинаеву была установлена инвалидность, мог ли он мастерски пользоваться всеми видами стрелкового оружия, был ли он вменяем, не был допрошен ни один его родственник, сосед или близкий по поводу его здоровья, его образа жизни, участия в группировках. Суд также признал право матери в ходе предварительного следствия представлять интересы погибшего сына.
Довод прокурора о том, что действующим УПК не предусмотрен институт представительства умершего подозреваемого, суд посчитал необоснованным, сославшись на статью Конституции РФ о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
При этом в части вопроса выдачи тела Бапинаева суд определил, что этот вопрос не может быть рассмотрен на данном этапе, так как, во-первых, имеется неотмененное постановление о прекращении уголовного преследования в связи со смертью, во-вторых, это требование должно быть проверено в рамках расследуемого уголовного дела.
5 ноября 2007 года прокуратура Нальчика вновь направила в Верховный суд КБР кассационное представление об отмене постановления Нальчикского городского суда за необоснованностью.
Как стало известно корреспонденту "Кавказского узла", Верховный суд Кабардино-Балкарии удовлетворил кассационное представление прокуратуры Нальчика.