Договор Грузии с Россией по вопросу противоракетной обороны не работал, считает бывший посол Грузии в России Зураб Абашидзе.
"У договора с Россией по ПВО был один недостаток: он совершенно не работал. Тем более в сегодняшней ситуации, когда у Грузии есть претензии к одному из важнейших подписавших договор государств - России", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" бывший посол Грузии в России.
По словам Абашидзе, прекращение договора с Россией по ПВО, безусловно, политически мотивированное решение.
"Хотя есть и техническая подоплека. Мы больше с НАТО сотрудничаем в данной сфере, так что объяснения и аргументация выхода из соглашений по ПВО у Грузии и вправду есть", - говорит Абашидзе.
Отметим, что военный эксперт Кобы Ликликадзе считает, что прекращение договора с Россией по ПВО можно рассматривать как выход Грузии из СНГ. "Я думал, что мы уже давно вышли из договора с Россией по ПВО, так как если смотреть логически, если существует подобное соглашение и проект единого воздушного пространства, тогда одна из сторон не должна постоянно нарушать его", - подчеркивает Ликликадзе.
Напомним, что месяц назад Североатлантический альянс включил Грузию в программу обмена базами данных по контролю воздушного пространства. Цель этой программы - развитие механизма по обмену информацией о состоянии воздушного пространства, что сводит к минимуму нарушение воздушных границ. Обмен информацией происходит на основе меморандума между НАТО и странами со статусом индивидуального партнерства с альянсом.
Грузия проинформировала российскую сторону о своем выходе из договора о сотрудничестве в сфере противовоздушной обороны вчера, 5 мая. Договора был подписан 19 апреля 1995 года между оборонным ведомством Грузии и Минобороны России.
Это заявление было сделано на следующий день после того, как 4 мая Абхазия сообщила о поражении в небе над республикой силами ПВО двух беспилотных самолетов-разведчиков ВВС Грузии.
В Министерстве обороны Абхазии полагают, что один из этих самолетов, обломки которого уже найдены, такого же класса, что и сбитые ранее в небе над Абхазией 18 марта и 20 апреля самолеты. Тогда над Абхазией были сбиты два самолета разведчика израильского производства.
Грузия опровергала сведения о том, что сбитый самолет принадлежал ее вооруженным силам. Но после второго инцидента министр обороны Грузии Давид Кезерашвили заявил, что в Абхазии нет истребителей, и самолёт МиГ-29, сбивший грузинский самолет-разведчик, мог принадлежать только России. В Абхазии, однако, утверждают, что 20 апреля беспилотный летательный аппарат был сбит самолетом Л-39 абхазских ВВС, и категорически отрицают причастность к инциденту российской авиации.
В этот раз Министерство иностранных дел Грузии потребовало от ООН начать расследование обстоятельств нахождения в зоне безопасности средств ПВО Абхазии.
Евросоюз уже выразил серьезную озабоченность эскалацией напряженности в отношениях России и Грузии и призвал эти страны предпринять усилия для восстановления доверия.