В конце апреля 2008 года Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению дел двенадцати российских военных, в том числе и служивших в Чечне, которые жалуются на нарушение их права на судебную защиту.
Как сообщили "Кавказскому узлу" в Коми правозащитной комиссии (КПК) "Мемориал", жалобы прошли стадию предварительной проверки на приемлемость и были коммуницированы Правительству России, о чем свидетельствуют документы Страсбургского суда, поступившие 14 мая к правозащитникам. В рамках процедуры коммуникации правительству предложено в срок до 5 сентября 2008 года высказать свое мнение по жалобам.
Правозащитная организация из Сыктывкара помогает одному из заявителей - Александру Балагурову, который лишился здоровья в результате террористической атаки на здание Правительства Чечни в 2002 году. Балагуров в течение четырех с половиной лет не мог получить единовременную компенсацию в размере 50 тысяч рублей, которую российское правительство выделило каждому пострадавшему от теракта.
"Мы надеемся, что при рассмотрении дела господина Балагурова Европейский суд даст свою оценку как бездействую властей Чечни, так и медлительности сыктывкарской судьи Харманюк, затянувшей рассмотрение элементарного гражданского дела на пять месяцев", - так прокомментировал принятое в Страсбурге решения председатель КПК "Мемориал" Игорь Сажин.
Балагуров служил в Чечне в Центре правительственной связи. 27 декабря 2002 года он находился в Грозном в Доме правительства, когда последний был атакован террористами-смертниками на начиненных взрывчаткой автомобилях. В результате теракта здание было превращено в руины, а сыктывкарец получил множество тяжелых ранений. 20 июня 2003 года Балагуров был признан негодным к военной службе, в декабре того же года он получил вторую группу инвалидности.
30 декабря 2002 года было подписано распоряжение Правительства России, которым Правительству Чечни были выделены средства для выплаты единовременной помощи раненным 27 декабря (из расчета 50 тысяч рублей на человека). В распоряжении также определялись органы, ответственные за составление списка пострадавших в результате теракта. Однако Балагурову получить причитающиеся деньги не удается.
Урегулировать вопрос с компенсацией посредством длившейся около года переписки с различными административными и правоохранительными органами Российской Федерации господину Балагурову не удалось. И 9 января 2004 года он подал иск к правительству Чечни в Сыктывкарский городской суд Республики Коми. Суд в лице судьи Натальи Харманюк затянул рассмотрение дела почти на пять месяцев, сообщают правозащитники. Лишь 5 июня суд удовлетворил заявление бывшего военного и обязал чеченские власти выплатить ему компенсацию. С учетом инфляции ее сумма выросла до 53 тысячи рублей.
Решение городского суда вступило в силу 3 июля 2004 года. 24 сентября того же года судебным приставом-исполнителем в Чечне было возбуждено исполнительное производство по делу Балагурова. Однако деньги, выделенные жертвам теракта, обнаружить не удалось. Уже 27 сентября 2004 года судебный пристав вынес "Постановление о возвращении исполнительного документа". В нем было указано, что у Правительства Чечни отсутствуют денежные средства и иное имущество, на которое можно обратить взыскание.
После этого господин Балагуров был вынужден вступить в переписку с Правительством, Министерством финансов, Прокуратурой и Службой судебных приставов Чеченской Республики, а также Отделением Федерального казначейства по городу Грозный. Решение суда было исполнено только 12 октября 2006 года.
15 февраля 2005 года господин Балагуров при поддержке КПК "Мемориал" пожаловался на российские власти в Европейский суд по правам человека. Он посчитал, что затянувшееся на пять месяцев рассмотрение его дела в Сыктывкарском городском суде и длительное неисполнение вступившего в силу судебного решения нарушают статью 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эта статья конвенции устанавливает, что каждый в случае судебного спора о его гражданских правах имеет право на разбирательство дела судом в разумный срок. По мнению Балагурова, длительное неисполнение судебного решения также нарушило статью 1 протокола № 1 к европейской конвенции, которая защищает собственность физических и юридических лиц.
"Я обращался практически ко всем органам власти Российской Федерации. Однако либо мне вообще не отвечают, либо ответы, которые мне представляют эти органы власти, совершенно противоположные, меня отправляют по кругу от одного органа власти Российской Федерации к другому. Денег для выплаты единовременной помощи, которая причитается мне и по Распоряжению Правительства Российской Федерации, и по решению суда, у Правительства Чечни нет. Эти деньги либо не перечислило Министерство финансов Российской Федерации, либо Правительство Чечни не по назначению истратило выделенные Министерством финансов Российской Федерации средства. Прокуратура не обращает внимания на мои заявления и не собирается разбираться, почему мне не выплачена помощь, кто и куда потратил средства для выплаты помощи. Таким образом, средств, для выплаты мне помощи у Правительства Чечни никогда не будет и решение суда в ближайшее время не будет исполнено, если вообще когда-либо будет исполнено", - писал Балагуров в дополнении по жалобе в Евросуд.
Как отмечают правозащитники, суть остальных одиннадцати жалоб в Европейский суд, также сводится к неисполнению решений, вынесенных по имущественным искам военнослужащих судами семи субъектов Российской Федерации.
В том числе на неисполнение решения Владикавказского гарнизонного военного суда по поводу боевых выплат жалуется Белов Дмитрий, 1976 года рождения. Суд присудил ему выплатить 451 тыс. рублей.
Кагальницкий районный суд Ростовской области за вред здоровью постановил выплатить 23,8 тыс. рублей, не считая периодических выплат, Гурееву Геннадию, 1961года рождения.
Гвоздев Сергей, 1971 года рождения пытался отсудить боевые выплаты в Октябрьском районном суде Ростова-на-Дону. Суд постановил выплатить Гвоздеву 93,9 тыс.руб.
Камаеву Валентину, 1948 года рождения Новочеркасский городской суд Ростовской области присудил 119,8 тыс.руб.
Мельникову Владимиру, 1957 года рождения, Владикавказский гарнизонный военный суд постановил выплатить 245,1 тыс.руб. Предметом судебной тяжбы стали боевые выплаты.
По этому же поводу Тарасову Андрею, 1971 года рождения Владикавказский гарнизонный военный суд присудил 68,1 тыс.руб. А Жиленкову Александру, 1970 года рождения, - 26 тыс.руб.
Большая часть жалоб связана с прохождением военной службы в Чечне.
Стоит напомнить, что 3 апреля 2008 года Европейский суд обнародовал свое решение по делу жителя Визинги Олега Тецена. С 14 июня 2001 года по 31 июля 2003 года он служил в Чечне. 25 августа 2003 года Гарнизонный военный суд Ростова-на-Дону удовлетворил его иск к военному командованию Чечни о выплате боевых в размере 444 965 рублей. Российские власти не выполнили это решение и добились его отмены 25 августа 2003 года. Европейский суд нашел в этом факте нарушение статьи 6 Европейской конвенции по правам человека и статьи 1 протокола № 1 к конвенции. Суд присудил заявителю 12600 евро в качестве компенсации материального вреда и 1500 евро в качестве компенсации морального вреда.
Как сообщал "Кавказский узел", 20 марта Евросуд обязал Россию выплатить более 80 тыс. евро родственникам незаконно арестованных и погибших в 2000 году в Чечне двух братьев Азиевых.
Решение по делу "Азиев против Российской Федерации" стало десятым по счету решением Европейского суда по делам о насильственных исчезновениях в Чечне. Как утверждает "Правовая инициатива по России", с 1999 года в Чечне пропали от трех до пяти тысяч человек. Однако лишь один российский военнослужащий был осужден по делу об исчезновении.
Как считает председатель КПК "Мемориал" Игорь Сажин, одна из причин того, что власти России отказываются выплачивать денежные компенсации бывшим служащим в Чечне заключается в том, что власти намерены минимизировать затраты на военных.