Милицейский произвол на Северном Кавказе и других регионах России трудносопоставим, "если не по характеру то, по крайней мере, по масштабу", считает член Совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
"Олега Козловского (координатор движения "Оборона", арестованный на 13 суток за участие в "Марше несогласных" 6 мая в Москве, - прим. "Кавказского узла") неизвестные, похожие то ли на оперов, то ли на братков с пакетами из "Ашана" схватили и куда-то утащили, но Козловский известно, где сейчас сидит. Кажется, током его не пытали, не расчленили, не вывезли в горы. Это всё-таки чуть другая реальность, и было бы кокетством говорить, что здесь как там, а там как здесь", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Черкасов на прошедшем вечером 15 мая на Пушкинской площади Москвы митинге против милицейского произвола.
Тем не менее, "школа Кавказа, через которую неоднократно пропущены силовики из всех регионов страны, и из Москвы в том числе - накладывает свой отпечаток", полагает "мемориалец".
"Мы видим отличие количественное, переросшее в качественное, но это движение по одной лестнице. Это ущемление гражданских прав и свобод, которое предполагает постоянную жёсткую полицейскую активность. Как мы знаем по опыту Латинской Америки, да и Северного Кавказа, практика эскадронов смерти - крайний вариант такой активности", - рассказывает Александр Черкасов.
"Это и жёсткость действий силовых структур при разгоне массовых мероприятий, - продолжает правозащитник. - Вспомним, что у нас было в Ингушетии прошлой осенью и этой зимой. Право граждан на протест, на уличные шествия и митинги должно быть и в Москве, и в Ингушетии, и здесь, между разгоном Марша несогласных и тем, что разгоняли и не пускали в Ингушетии, есть что-то общее".
Председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов также считает, что избиения, пытки и другие противоправные действия российских милиционеров в отношении своих сограждан во многом спровоцированы их опытом, полученным во время "контртеррористических операций" на Северном Кавказе.
Очень многие милиционеры из всех, или почти всех российских регионов прошли войну в Чечне, побывали в командировках в северокавказских республиках.
Глава Правозащитного центра "Мемориал" убеждён что, ощутив свою полную безнаказанность на Северном Кавказе, сотрудники правоохранительных органов "переносят свои знания, полученные там, образ действий в те регионы России, куда они возвращаются из командировок".
Митинг "против незаконных действий правоохранительных органов и бездействия прокуратуры", собравший порядка 400 человек, был организован Гражданским движением против милицейского произвола, в состав которого вошли Московская Хельсинкская группа, Движение "За права человека", Либертарная инициатива против милицейского произвола, команда правовой поддержки активистов Legal Team.
Как сообщал "Кавказский узел", накануне к участию в митинге протеста против милицейского произвола призвал Правозащитный центр "Мемориал".
"Разгоны мирных акций протеста, незаконные задержания граждан, пытки и избиения в отделениях милиции, нарушения процессуальных норм сотрудниками правоохранительных органов стали в России едва ли не привычным явлением. Органы прокуратуры не реагируют должным образом на жалобы граждан, сплошь и рядом саботируют расследования сообщений о нарушениях норм законности сотрудниками правоохранительных органов. Однако особый резонанс получили массовые задержания и разгоны акций протеста в Москве в конце апреля и начале мая 2008 года", - говорится в заявлении ПЦ "Мемориал".
Напомним, о том, что безнаказанность совершённых в Чечне военных преступлений может привести к новому всплеску насилия и подпитывает вооружённое подполье на Северном Кавказе, в видеоинтервью "Кавказскому узлу" говорили участники прошедшего 10 апреля в центре Москвы пикета, посвященного жертвам "зачистки" чеченского села Самашки 7-8 апреля 1995 года, в ходе которой было убито более ста его жителей.