Президент Армянского центра сотрудничества Грузии (АЦСГ) Карен Элчян сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что недавно в Тбилиси начался "последний этап "грузинизации" Армянской церкви Благовещения Богородицы "Норашен", расположенной в старом районе города на улице Леселидзе.
"В течение последних 5 дней группа рабочих под руководством настоятеля соседней церкви отца Тариэла активно строит бетонно-металлическую изгородь с калитками с задней части церкви, тем самым, достраивая и замыкая забор по всему периметру храма. При этом всячески используется грузинская символика в виде грузинского креста. По словам самого о. Тариэла, "в церкви начнется грузинская литургия не позже чем через месяц после завершения внутренних "ремонтов" в самом здании", - рассказывает Элчян.
По словам Элчяна, попытки "огрузинить" церковь "Норашен" начались ещё с 1989 г. В частности, в 1994-1995 гг., тем же самым священником Тариелом.
"Все это происходило с целью уничтожения фактов, свидетельствующих об армянском происхождении данного здания. В частности, был разрушен алтарь церкви, настенные надписи мастера Петроса, два хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные представителями школы Овнатанянов - также были повреждены и уничтожены. Были заменены двери с армянской эпиграфикой. А 15 февраля 1995 г. церковь была освящена как "Грузинская Православная церковь", - говорит президент Армянского центра сотрудничества Грузии.
Как заявляет Элчян, второй этап "операции по захвату храма" был предпринят уже в 2005 году, Тариелом с загородного кладбища были привезены надгробные плиты с грузинскими надписями вековой давности и установлены непосредственно у стен Армянской церкви. После чего в 2006 году был "совершен очередной факт вандализма" по отношению к церкви: камнями была сбита армянская надпись у центрального входа в храм. Начатое прокуратурой города следствие, так и не выявило виновников.
"Армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви, подверглись актам вандализма - с них были стерты армянские надписи. На этот раз вопрос был поднят представителем Епархии Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии, отцом Абгаром, который старался защитить армянское историческое наследие, за что его перевели в Армению", - подчеркивает Элчян.
По словам президента Армянского центра сотрудничества Грузии, всё это происходит на фоне пассивной деятельности в данном вопросе Епархии ААЦ в Грузии и официального Эчмиадзина, чьи представители уже многие годы подряд обещают решить вопрос "спорных церквей".
"Данное безразличное отношение к армянскому историческому наследию Тбилиси, так же как и к армянской общине в целом на протяжении последних 2-х десятилетий, уже привело к негативным последствиям. Многие временно нефункционирующие армянские церкви на территории Грузии, в частности, 6 из них в Тбилиси, были присвоены грузинским духовенством. Кроме того, резко сокращается и количество паствы ААЦ", - заявил Карен Элчян.
Он утверждает, что епархия старалась не задействовать армянскую общественность, говорила, что сама решит этот вопрос. "А общественность все это время ожидала и надеялась. Думаю, на этот раз мы не останемся в стороне, ибо мы уверены, что только вместе, сообща мы сможем отстоять свои права. Более того, надо было с самого начала действовать также, как вторая сторона - не только словами и просьбами, но и конкретными действиями", - рассказывает в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Карен Элчян.
Как сообщает Элчян, в то время как грузинское духовенство предпринимает конкретные "захватнические шаги по отношению к армянским храмам и кладбищам", оно "параллельно развивает антиармянские настроения среди своей паствы и внедряя прозелитизм среди армян".
"Процессу оттока последователей Армянской Апостольской Церкви способствует также и тот факт, что Епархия ААЦ в Грузии (за исключением Джавахка - Регион Самцхе-Джавахети) по-прежнему отмечает большие церковные праздники по православному календарю", - подчеркивает Карен Элчян.
По его словам, в результате данной политики, с каждым годом всё больше армян отчуждаются от армянской церкви и в итоге ассимилируются.
"Подобная деструктивная политика бьёт по имиджу страны, а также по морально-духовному состоянию армянской общины Тбилиси и всей Грузии. Выводы о дальнейших взаимоотношениях надлежит сделать как правительствам двух стран, так и церквям двух народов",- подытожил Элчян.
Отметим также, что на территории Грузии Армянская Епархия, как и некоторые другие конфессии, по-прежнему не зарегистрирована и не является юридическим лицом.