Европейский Суд по правам человека 29 мая единогласно осудил Россию за незаконные исчезновения сразу по пяти делам из Чечни. По всем пяти делам Суд постановил выплатить заявителям 429 тысяч евро в качестве компенсации материального и морального ущерба.
Об этом говорится в сообщении организации "Правовая инициатива по России", поступившем в адрес "Кавказского узла". Названные дела касаются исчезновений восьми мужчин и двух женщин в различных районах Чечни в период с 2002 по 2003 годы.
Согласно жалобе "Сангариева и другие против России", два брата были похищены российскими военнослужащими в г.Урус-Мартан. Один из них, Муса Гайтаев, в последствии пропал без вести.
Дело "Ибрагимов и другие против России" касается исчезновения Ризвана Ибрагимова после того, как он был задержан российскими службами.
Жалоба "Гехаева и другие против России" касается исчезновения двух девушек в селе Улус-Керт. Прокуратура заявила в средствах массовой информации, что Курбика Зинабдиева и Аминат Дудаева были арестованы по подозрению в причастности к террористическому акту в театре на Дубровке в Москве в 2002 году.
Дело "Уцаева и другие против России" относится к исчезновению пяти мужчин: Ислама Уцаева, Мовсара Тайсумова, Идриса Абдулазимова и Масуда Товмерзаева - во время зачистки в селе Новые Атаги. Еще в ноябре 2006 года Суд признал Россию ответственной за исчезновение пятого человека, задержанного в эту же ночь в Новых Атагах. "Очень страшно и трудно жить в государстве, в котором среди ночи федеральные структуры похищают людей, и потом никто это не расследует", - сказал тогда Исраил Гайтаев, брат Мусы Гайтаева.
В деле "Бетаев и Бетаева против России" два брата исчезли в ходе спецоперации в селе Гойты.
В этих делах Суд установил следующие нарушения:
- было нарушено право на жизнь в отношении исчезнувших людей, которые могут считаться погибшими (нарушение статьи 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод);
- российские власти не провели эффективного расследования по факту исчезновений (нарушение статьи 2);
- исчезнувшие мужчины и женщины были незаконно задержаны (нарушение статьи 5);
- отношение государственных органов к жалобам заявителей было признано бесчеловечным обращением (нарушение статьи 3);
- заявители были лишены эффективных средств правовой защиты от нарушений (нарушение статьи 13).
Интересы заявителей по первым четырем делам были представлены перед судом Фондом "Правовая инициатива по России", в деле Бетаевых интересы заявителей представляли юристы Правозащитного центра "Мемориал".
Напомним, что четыре из этих дел стали первыми делами из Чечни, решенными по ускоренной процедуре. При ускоренном рассмотрении Суд принимает решение о приемлемости и рассматривает жалобу по существу в одно и то же время вместо вынесения отдельных решений.
Суд стал прибегать к ускоренному рассмотрению чаще, начиная с 2006 года, в некоторой степени и для того, чтобы справиться с увеличивающимся количеством дел от российских граждан.
На 1 мая 2008 года суд рассматривал 88 200 дел, и 22 050 (то есть 25%) из них поданы против России. Каждый год в Страсбург поступает примерно 10 000 новых жалоб против России.
12 июня 2008 года Страсбургский суд вынесет постановления еще по двум исчезновениям в Чечне.
Как уже сообщал "Кавказский узел", 29 апреля Европейский суд по правам человека вынес решение по делу жительницы Чечни Хадижат Каплановой, в котором обязал Российскую Федерацию выплатить в качестве материальной компенсации за потерю ею родственников, пропавших в Грозном, 72 тысячи евро.
20 марта Евросуд обязал Россию выплатить более 80 тыс. евро родственникам незаконно арестованных и погибших в 2000 году в Чечне двух братьев Азиевых. Решение по делу "Азиев против Российской Федерации" стало десятым по счету решением Европейского суда по делам о насильственных исчезновениях в Чечне.
Напомним также, что в конце апреля 2008 года Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению дел двенадцати российских военных, в том числе и служивших в Чечне, которые жалуются на нарушение их права на судебную защиту.
В отчете Европейского суда по правам человека, опубликованном 23 января, отмечено, что в 2007 году он выявил 175 фактов нарушения прав человека в России. Большая часть жалоб, поданных в Страсбургский суд российскими гражданами, была связана с событиями в Чечне.