В Дагестане считавшийся пропавшим задержанный по обвинению в бандитизме и похищении человека Ильяс Шарипов находится в СИЗО Хасавюрта, заявляют следователи. До сегодняшнего дня адвокат и родственники Шарипова не могли выяснить его местонахождение. Он пропал после того, как был доставлен сотрудниками МВД Дагестана в следственный изолятор города.
Сотрудники правоохранительных органов не подтверждают того, что Ильяс Шарипов "пропадал" из СИЗО Хасавюрта. В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" следователь Джамбулат Билетов заявил, что "весь шум возник после того, как в первый день после того, как Шарипов был доставлен в СИЗО Хасавюрта, адвокаты не имели возможности с ним встретиться".
По словам следователя, "Шарипов находится сейчас в Хасавюртовском СИЗО и любой может в этом убедиться".
По информации, полученной сегодня корреспондентом "Кавказского узла" от родственников Шарипова, Ильяс Шарипов действительно находится в СИЗО Хасавюрта, и к нему допустили адвоката.
Как рассказал адвокат Нуцалай Магомадова, предыстория задержания 29-летнего Ильяса Шарипова такова.
1 мая 2008 года Ильяс Шарипов был задержан в городе Хасавюрт, после чего его доставили в город Буйнакск и объявили подозреваемым по статьям 126.2 (похищение человека), 222 (незаконное хранение оружия) и 209 (бандитизм) УК РФ.
Затем, по словам адвоката, Шарипова доставили в Махачкалу, где "сотрудники УБОП пытались обвинить Шарипова в том, что его автомобиль фигурирует в деле убийстве сотрудников милиции".
"Шарипов подвергался избиениям и пыткам в ИВС, в его адрес звучали угрозы, что если он не даст признательные показания, то его вывезут в Ханкалу", - заявляет адвокат задержанного.
После этого, говорят родственники Шарипова, начиная с 30 мая, никакой информации о задержанном у них не было, кроме того, что Шарипов был вывезен для следственных мероприятий в город Хасавюрт.
2 июня, по словам адвоката и родственников Шарипова, им сообщили, что в СИЗО Хасавюрта он не доставлялся.
"Только после того, как нами были разосланы письма и заявления в различные инстанции и СМИ, 4 июня нам сообщили, что Шарипов действительно находится в СИЗО Хасавюрта", - сообщили родственники задержанного.
В настоящее время с Ильясом Шариповым работают следователи, к нему допущен адвокат.
В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" следователь Джамбулат Билетов сообщил, что задержанный Шарипов участвовал в переговорах, связанных с похищением человека, и у следствия есть основания полагать, что он лично принимал участие в преступлении. Кроме этого, автомобиль Шарипова фигурирует в деле об убийстве работников милиции.
Источник в МВД Дагестана сообщил, что Ильяс Шарипов, являющийся жителем селения Балахани Унцукульского района Дагестана, подозревается в участии в подпольных группировках, действующих в окрестностях селения, и в преступлениях, совершенных на территории района, в том числе нападении на работников милиции 8 мая 2008 года.
Как сообщал "Кавказский узел", 8 мая, около полудня в лесном массиве в километре северо-восточнее селения Балахани, неизвестные открыли огонь по работникам милиции, никто из сотрудников правоохранительных органов не пострадал.
В ходе прочесывания местности был найден летний лагерь боевиков, состоявший из двух летних шатров и лежанки. При обследовании лагеря найдена религиозная литература, комплекты камуфлированной формы, продукты, инструкции по пользованию радиостанцией и взрывчаткой.
"Предполагается, что сотрудников милиции обстреляли боевики из группы Расула Магомедова, уроженца селения Балахани, находящегося в розыске. Численность группы до четырех человек", - сообщили в пресс-службе МВД Дагестана.
Аналогичный случай с похищением человека в Дагестане произошел в мае 2008 года. По словам Абдулы Саадуева, его брат был похищен людьми в масках 1 мая, и только 9 мая он был обнаружен в ИВС Махачкалы. По информации адвоката Саадуева Карима Абдуразакова, его подзащитному предъявлено обвинение по статье 222 УК РФ и он арестован на 2 месяца.
Как заявил газете "Черновик" (№21 от 23.05.2008 г.) и.о. руководителя пресс-службы МВД Дагестана Марк Толчинский, "Саадуев и еще пять человек задержаны по подозрению в подготовке серии терактов в дни майских праздников. Члены группы получили заказ от Магомедали Вагабова. Один из задержанных - Ильяс Шарипов в своих показаниях говорит, что ездил вместе с Саадуевым за оружием, а также в селение Губден для получения заказа. Сам Саадуев был задержан 7 мая работниками Кировского РОВД Махачкалы, и дал показания, где и при каких обстоятельствах покупал оружие.
Как заявил "Газете.Ru" исполняющий обязанности первого заместителя руководителя Следственного управления следственного комитета при прокуратуре России по Дагестану Мирзабала Мирзабалаев, с начала 2008 года в Дагестане было похищено восемь человек, все похищенные были отпущены и сейчас находятся дома.
"Согласно их показаниям, к похищению, возможно, могут быть причастны лица, которые представлялись сотрудниками правоохранительных органов, - сказал Мирзабалаев. - На самом ли деле они сотрудники правоохранительных органов, с определенностью сказать сложно, но, судя по тому, как они передвигаются, какие вопросы задавали похищенным, что их интересовало, можно сделать вывод о возможной их причастности".
Напомним, что в конце апреля, посещая Дагестан, комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг обсудил с президентом Дагестана проблему похищения людей и убийств журналистов.
"Я считаю, что в этом вопросе необходимо опираться на общеевропейский опыт. Все подобные случаи должны быть расследованы со всей серьезностью", - сказал Хаммарберг.
По словам Томаса Хаммарберга, со стороны органов власти все нарушения в работе правоохранительных органов должны тщательно пресекаться. "Признаком развитого демократического общества является наличие диалога между гражданским обществом и властью, - считает Томас Хаммарберг. - Уважение прав человека должно быть основополагающим принципом".
Как говорится в Докладе "Ситуация на Северном Кавказе. Осень 2007 г. - весна 2008 г." Правозащитного Центра "Мемориал", подготовленном к очередному раунду консультаций Европейский Союз - Россия по правам человека, состоявшемуся 16 апреля в Любляне, Северный Кавказ по-прежнему остается одним из наименее благополучных регионов России в области соблюдения прав человека.
Для борьбы с вооруженными группами в Дагестане сосредоточена значительная группировка "силовиков", которые проводят "контртеррористические операции" с грубым нарушением российского законодательства и норм международного права, отмечают правозащитники, подвергая неизбирательным обстрелам жилые дома, незаконно задерживая и похищая граждан, незаконно содержа их в местах предварительного заключения, применяя незаконные методы дознания и следствия, совершая внесудебные казни.
"Так же, как и в других регионах Северного Кавказа, здесь исчезают люди. Большинство исчезнувших – из семей, где исповедуют фундаменталистский ислам, то есть из среды, подозреваемой "силовиками" в связях с боевиками. В отличие от Чечни и Ингушетии, где похитители приезжают к людям домой вооруженные и в масках, и забирают подозреваемого при свидетелях, похищения в Дагестане, видимо, тщательно планируются, поскольку происходят без свидетелей и лишнего шума: человек выходит из дома и не возвращается. Тем не менее, в ряде случаев имеются бесспорные доказательства причастности к похищениям сотрудников силовых ведомств", - говорится в докладе.
Вместе с тем, Уполномоченный по правам человека в Дагестане Светлана Алисултанова отмечает значительное снижение числа похищений людей в республике. "С июля 2007 года нет обращений из-за похищений людей. Сегодня дагестанцы недовольны незаконными методами ведения следствия. По этому поводу поступило 95 жалоб, все они переадресованы в прокуратуру по месту жительства жалобщиков", - заявила Алисултанова.
По словам председателя организации "Матери Дагестана за права человека" Гюльнары Рустамовой, за время работы их организации похищения молодых людей в Дагестане действительно значительно сократились. Тем не менее, после организованной "Матерями Дагестана" встречи одного из недавно найденных пропавших - Д. Камалудинова - с журналистами в адрес организаторов - Г.Рустамовой, Д.Камалудинова и Ш.Омарова - стали поступать угрозы. В частности, от самой Рустамовой требовали, чтобы она оставила свою правозащитную деятельность.
Жители Дагестана неоднократно проводили акции протеста против похищения людей. Движение "Матери Дагестана за права человека", появившееся в конце августа 2007 года, стало продолжением общественного протеста.
Проблеме похищений в Дагестане, а также других регионах Северного Кавказа, посвящен подготовленный Программой "WITNESS" совместно с отделениями Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном и Назрани документальный фильм "Потерянные жизни. Исчезновения и безнаказанность на Северном Кавказе" ("Missing Lives. Disappearance and Impunity in North Caucasus").