Власти Чечни отреагировали на информацию правозащитников о нарушении прав внутриперемещенных лиц и возвратившихся беженцев (в том числе и при их расселении из Пунктов временного размещения, - ПВР). Об этом говорится в докладе Правозащитного центра "Мемориал", посвященном промежуточным итогам сотрудничества с чеченскими властями.
Проверка началась вскоре после встречи президента Чечни Рамзана Кадырова с правозащитниками 22 февраля. Мэр Грозного совместно с Н.Эстемировой проехали по нескольким адресам, где проживают семьи, выселенные из ПВРов. Были выявлены два случая, требующих немедленного вмешательства властей для исправления ситуации, отмечается в докладе ПЦ.
Однако на сегодняшний день правозащитники констатируют, что с большим трудом удалось приблизить к решению жилищные проблемы только одной из двух семей.
Первый случай был связан с состоящей из шести человек семьей Назо Гаургашвили, которая была возвращена из Грузии в ноябре 2006 года с заверениями, что их в течение года обеспечат жильем. В январе 2008 года семья Назо, вынуждена была выселиться из ПВР, взяв арендные 18 000 рублей на аренду жилья (в противном случае, говорили им, они будут выселены силой). Снять квартиру им не удалось, жили у знакомых, рядом со школой, где учатся двое её детей.
26 февраля, после инспекции, им якобы была выделена квартира. Сотрудники мэрии отвезли Назо и указали ей эту квартиру, но сами в неё не вошли, и не выдали семье Гаургашвили никаких документов. Когда Назо попыталась осмотреть квартиру, соседи сообщили ей, что у квартиры есть хозяин, говорится в докладе. Гаургашвили обратилась к сотруднику мэрии, указавшему на эту квартиру. На это ей было сказано, что "квартиру надо отстаивать", так как "свободных квартир не бывает". Позже в ПУЖХ (производственное управление жилищным хозяйством) ей сообщили, что на квартиру имеется лицевой счет. В мэрии ответили, что лицевой счет выписан незаконно, и что она может получить документы на квартиру. Затем в ПУЖХ ей снова заявили, что у квартиры есть хозяин. Неопределенная ситуация затянулась на полтора месяца.
Поскольку Назо Гаургашвили не пропускали в здание Мэри Грозного, 15 апреля, когда та в очередной раз пришла в офис ПЦ "Мемориал", в ее присутствии Н. Эстемирова позвонила мэру Муслиму Хучиеву. После разговора Хучиева с Эстемировой Гаургашвили принял заместитель главы администрации Грозного Ризван Бахарчиев, который дал главе администрации Октябрьского района распоряжение предоставить Гаургашвили новую квартиру или разобраться с той, которую ей выделили двумя месяцами ранее. После звонка из мэрии в ПУЖХ с распоряжением открыть лицевой счет на имя Гаургашвили выяснилось, что квартира, выделенная женщине, оказалась свободной. После этого Назо отправилась в ПУЖХ, где ей обещали выдать лицевой счет на эту квартиру в пятницу, 18 апреля.
Второй случай, по которому выезжали М.Хучиев и Н. Эстемирова, касается семьи Махтиевой Зулпы. В настоящее время эта семья живет в Грозном в помещении, хозяева которого просят его освободить. Из ПВР Махтиевы были выселены без арендных денег, так как из района исхода дали информацию, что у них якобы имеется жилье. На месте мэр М.Хучиев согласился, что так жить невозможно, но решил проверить их жилье в с. Дачу-Борзой. Позже правозащитникам сказали, что дом восстановлен и обещали показать это на видео. В свою очередь, сотрудники ПЦ "Мемориал" сфотографировали единственную отстроенную и отремонтированную комнату в развалинах дома и пояснили, что Махтиевы её отстроили своими силами. Но условия и жилая площадь не позволяют семье жить в этой комнате. Этот факт признали в администрации Октябрьского района, на территории которого сейчас живут Махтиевы, но ничего действенного не предприняли, отмечают правозащитники. А глава администрации с. Дачу-Борзой назвал семью Махтиевой мошенниками.
ПЦ "Мемориал" подготовил список других семей внутриперемещенных лиц, чьи права были нарушены при выселении из ПВРов. Предполагалось обсудить и проверить эти случаи в рамках работы грозненского городского Общественного совета по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
Ранее правозащитники заявляли о том, что в Чечне при ликвидации пунктов временного размещения грубо нарушаются права граждан. Согласно данным правозащитников, работа по закрытию ПВР проводилась администрацией республики с мая 2006 года по поручению президента Чечни Рамзана Кадырова. Основной аргумент в пользу закрытия ПВР заключался в том, что "беженская среда" оказывает "деградирующее влияние на чеченскую культуру".
Как сообщал "Кавказский узел", 22 февраля президент Чечни призвал правозащитные организации сотрудничать с руководством республики в вопросах контроля за соблюдением прав человека.
«В Чеченской Республике нет ни одной закрытой темы для правозащитников». «Я готов оказывать содействие в изучении любой проблемы, рассмотреть любое предложение правозащитных организаций и считаю, что конечный результат будет лучше, если мы будем решать эти проблемы вместе», - подчеркнул Кадыров.
Завершая ту встречу, президент Чечни предложил снова собраться через месяц. Прошло почти два месяца, а встреча правозащитников с Рамзаном Кадыровым не состоялась, отмечает ПЦ "Мемориал".