Сегодня в ходе трехстороннего телемоста Баку-Москва-Ереван его участники обсудили итоги встречи президентов Армении и Азербайджана Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева, состоявшейся 6 июня в Санкт-Петербурге, а также пути урегулирования карабахского конфликта.
С российской стороны в телемосте приняли участие политолог Сергей Маркедонов и заведующий отделом СНГ Российского института стратегических исследований Александр Скаков. Армению представляли директор "Кавказского Института" Александр Искандарян и председатель Национально-демократической партии Армении Шаварш Кочарян, азербайджанскую - депутат Милли Меджлиса Асим Моллазаде, политологи Эльдар Исмаилов и Фикрет Садыхов.
После петербургской встречи двух президентов Азербайджана и Армении каких-либо сдвигов или позитивных изменений в направлении разрешения карабахского конфликта никто из участников телемоста не отметил, мало того, участники пришли к заключению, что переговоры по карабахскому урегулированию в рамках Минской группы ОБСЕ ничего не дают сторонам, передает корреспондент "Кавказского узла".
По словам Александра Скакова встречи президентов двух стран, конечно, приветствуются, но этого мало. "Любые встречи и контакты между руководствами двух враждующих сторон дают какие-то позитивные решения или хотя бы возможность решений только на определенном этапе, по истечении которого эти встречи превращаются в имитацию переговоров и диалога, и не более того", - сказал он.
Скаков также подчеркнул, что это нормальная ситуация, когда два президента стран-членов ООН общаются между собой, потому, что "это - закон политики, закон сегодняшнего дня, но не более того". Кроме того, он отметил, что "самое главное, что все переговорные площадки в рамках СНГ, ООН или ОБСЕ, и не важно, где это происходит, - лишь имитация переговорного процесса". "Не надо себя обманывать и делать вид, что переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ что-то дают, они ничего не дают", - сказал А. Скаков.
Он также сделал заявление, что в карабахском урегулировании должны действовать две переговорные площадки - между Ереваном и Баку, а также Баку и Степанакертом и, что одним из препятствий в продвижении переговорного процесса является то, что руководство Нагорного Карабаха не является одной из сторон переговорного процесса, и подумать в будущем о создании двух площадки для переговоров — одну между Арменией и Азербайджаном, а другую между Баку и Степанакертом было бы реалистично.
"Баку выступает против участия Карабаха в переговорах, поскольку интересы Нагорного Карабаха и Армении могут в чем-то совпадать, а в чем-то нет. А вот задача хорошей дипломатии заключается в использовании этого в свою пользу, а не упираться рогом и говорить, что переговоров не будет ни в коем случае", - сказал А. Скаков.
О том, что решение карабахского конфликта в краткосрочный период времени невозможно, сказал и Александр Искандарян: "Карабахский конфликт носит политический характер, и его решение находится в политических реалиях. Конфликт изначально возник не в русле международного права, он начался во времена Советского Союза и начинался именно в Нагорном Карабахе. И причины конфликта исходят из региона, а в Санкт-Петербурге ничего существенного не произошло, и произойти не могло".
Кроме того, оценивая экономический потенциал в перспективе урегулирования конфликта, Искандарян отметил, что в это в Армении никто не верит. "Просто некоторые люди умеют считать. Не все так просто, морковки настоящей нет, но и угрозы тоже нет. В Армении никто не верит в то, что Азербайджан просто разбогатеет и нас завоюет. Кроме того, как показывает время, военные действия не выгодны ни одной из сторон", - сделал вывод политолог.
По мнению Искандаряна, от разногласий можно избавиться только тогда, когда стороны действительно захотят мира. "Когда этот индикатор наступит, тогда не нужно будет никаких экспертов и политологов, это увидит каждый человек", - сказал он.
Между тем, на укор азербайджанских политологов в том, что точки зрения двух представителей армянской стороны не сходятся и имеют противоречия, Александр Искандарян ответил: "Существующий в армянском обществе плюрализм по данном вопросу отражается как на политической жизни, так и в экспертном сообществе".
Армянский политолог назвал это не противоречиями, а способностью разносторонне мыслить, дискутировать и спорить. "Внутренние разногласия — это признак силы, зрелости и возможности решать вопросы. Лично у меня есть десяток пунктов, по которым я не согласен со многими экспертами, и их национальность в этих вопросах совершенно не имеет значения", - сказал он.
В этой связи Искандарян также отметил, что решение карабахского вопроса невозможно до тех пор, пока стороны будут обвинять друг друга в несогласии по тем или иным вопросам, а подобного рода мероприятия будут больше напоминать футбольный матч, где эксперты лишь просто будут обмениваться репликами, а не пытаться найти компромиссное решение.
Председатель же Национально-демократической партии Армении Шаварш Кочарян подчеркнул: "Пока сторона конфликта (Нагорный Карабах) не является участником переговоров, не принимает участие в принятии решений, достичь стабильного мира будет невозможно".
По словам Кочаряна, азербайджанская сторона упорно отказывается от участия НКР в переговорах, так как они это воспринимают как признание Карабаха. При этом он добавил, что провозглашение Нагорно-Карабахской республики произошло в полном соответствии с советской Конституцией и нормами, в частности, в соответствии с Законом о порядке выхода союзной республики из состава СССР.
Как уже сообщал "Кавказский узел", по словам главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, встреча президентов Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге 6 июня носила ознакомительный характер, и она выявила "некоторые новые моменты" в позиции армянского руководства.
Правда, позиция Саркисяна не сильно отличается от подхода его предшественника, но появились "новые нюансы", заметил Мамедъяров. Однако он не стал раскрывать суть этих нюансов.
Стороны решили согласовать сроки очередного визита в регион сопредседателей с учетом графиков президентов и глав МИД. Предполагается, что визит сопредседателей в регионе состоится в конце июня.
Ранее, в конце ноября 2007 года, представители США, Франции и России в Мадриде в рамках СМИД ОБСЕ представили главам МИД Армении и Азербайджана базовые принципы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако впоследствии, в связи с президентскими выборами в Армении, на переговорах возникла пауза.
Напомним, на 62-й сессии ООН 14 марта была принята резолюция "Положение на оккупированных территориях Азербайджана". В документе идет речь о недопустимости признания субъектами международного права Карабаха как армянской территории. Также в данной резолюции упоминалось о необходимости вывода армянских структур с "оккупированной азербайджанской территории".
Отметим, что по мнению представителей карабахских НПО и государственных структур, после признания Косово Азербайджан запустил все свои наступательные возможности для того, чтобы создать негативный имидж Карабаха, не способного существовать без Армении.
Справка. Карабахский конфликт начался в 1988 году, когда население Нагорного Карабаха заявило о своем желании выйти из состава Азербайджана. И вскоре Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и семью районами, прилегающими к нему.
С 12 мая 1994 года, после вступления в силу соглашения о перемирии в зоне конфликта, были прекращены военные действия. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.