16:44 / 20.06.2008Владимир Шипиев: честная и принципиальная позиция Юдиной многим в Калмыкии не нравилась

Участник проведенного в Элисте круглого стола, посвященного памяти Ларисы Юдиной,  на тему "Опыт выживания "убитой" газеты", бывший прокурор Калмыкии Владимир Шипиев дал корреспонденту "Кавказского узла" эксклюзивное интервью.

Корр.: Расскажите о Вашем знакомстве с Ларисой Юдиной. Чем запомнилась вам редактор "Советской Калмыкии"?

Шипиев: Впервые с Ларисой Юдиной я познакомился в середине 70-х годов. За всё время нашего знакомства вплоть до её смерти могу сказать только одно: профессионал, честный и порядочный человек. Лариса Юдина была близка мне по духу. У нас совпадали взгляды на те или иные стороны жизни. Ко всему прочему у нас сложилось взаимопонимание по тем вопросам, которые касались меня как прокурора, и Ларису как журналиста, стремящегося в своей газете отражать принципиальную позицию по недопущению нарушения законодательства и духовно-нравственных норм. Она была крайне неравнодушна к несправедливости, чванству, бюрократам. По сути, всегда была на острие проблем. Лариса вскрывала все нарушения и делала их достоянием гласности. Она не только констатировала факты, но и разбиралась в первопричинах, что называется, извлекала на свет корни, приводившие к нарушению законности, других негативных процессов и явлений. Конечно, находила и озвучивала имена тех, по чьей вине это происходило. На страницах "Советской Калмыкии" Лариса Юдина приводила критические доводы в отношении должностных лиц из числа руководителей республики. Многим это не нравилось, равно как и её честная, принципиальная и активная гражданская позиция.

Корр.: Будучи прокурором Калмыкии, Вы добивались возбуждения уголовного дела по хищению так называемого "шерстяного" кредита. Лариса Юдина также касалась этой темы. Можно ли предположить, что если бы уголовное дело было доведено до логического завершения, то трагедии с редактором газеты "Советская Калмыкия" не было бы?

Шипиев: Да, я все-таки добился возбуждения уголовного дела. Хищение. которое имело место быть - это одно из звеньев в общей цепи нарушения законности и злоупотреблений, которые допускались в Калмыкии. Если бы на тот момент уголовное дело было доведено до конца - ряд должностных лиц не только из числа республиканских, но и федеральных структур пошли бы под суд.

И вот сегодня новый президент России одной из главных задач обозначил борьбу с коррупцией. Я невольно вспоминаю Ларису Юдину. Ведь она в то время противостояла именно этим негативным явлениям, которые стали повсеместно распространяться. Она уже тогда с этим боролась. И вот спустя 10 лет после убийства Ларисы, вопрос борьбы с коррупции инициируется на таком уровне. Конечно, будет сложно - много болезней запущено в обществе. Но Лариса уже тогда видела в этом огромную опасность, в конечном счете, за это и пострадала. Я вот анализирую её работу, её умение скоординировать действия и прихожу к выводу: вся жизнь и деятельность Ларисы Юдиной - это пример не только для молодых журналистов, это пример гражданского мужества и самоотверженности вкупе с принципиальной честностью".

Корр.: Вы коснулись темы борьбы с коррупцией. На последней сессии Народного Хурала (Парламента) Калмыкии в первом чтении был принят законопроект "О противодействии коррупции". Проект был представлен на рассмотрение депутатам прокуратурой республики. В частности, в законопроекте предусматривается создание профильного комитета. По внесённому прокурором Калмыкии предложению возглавить этот комитет должен глава республики Илюмжинов. На Ваш взгляд можно ли в данном случае говорить о создании действенного механизма по  реальному  противодействию  коррупции?

Шипиев: Мне трудно говорить однозначно, поскольку я не знаю, какой законопроект они подготовили. Однако может следовало бы подождать до осени, когда этот закон будет рассматриваться и приниматься Государственной Думой РФ.  Взяв за основу федеральный  закон,   дополнить,   быть   может,   специфическими   моментами   присущими   субъекту федерации.

Что   касается   главы  республики,   который  должен  возглавить  комитет  по  борьбе  с коррупцией, что могу сказать? Таково мнение по этой кандидатуре прокурора республики.

Напомним, 7 июня 1998 г. была убита редактор оппозиционной газеты "Советская Калмыкия сегодня" Лариса Юдина. Представители общественности и правозащитники считают, что это убийство имело политическую окраску, поскольку на страницах своей газеты Юдина помещала материалы журналистских расследований, нити которых тянулись к Президенту Калмыкии Кирсану Илюмжинову и его окружению. И хотя убийцы редактора газеты были найдены и осуждены, истинный заказчик этого преступления, по мнению многих людей, так и не был назван.

Напомним также, что в 1992 году для нужд текстильной промышленности правительство страны выделило ассоциации "Степь" на закупку шерсти 11 млрд неденоминированных рублей. Главой ассоциации в то время был мало кому известный Кирсан Илюмжинов. Получив деньги, ассоциация "Степь" перечисляла их фирмам АО "Гендер Сенур", корпорации "Сан", фирме, находящейся в Нижнем Тагиле. Однако ни одна из коммерческих структур, призванных спасти текстильную промышленность, шерсть так и не закупила. Большая часть кредита  исчезла  бесследно.

Сомнительной сделкой заинтересовалось МВД России и поручило МВД Калмыкии, проверив, сделать вывод: есть ли основания для возбуждения уголовного дела. МВД республики спустя время доложило: оснований нет.

Тогдашний прокурор Калмыкии Владимир Шипиев отменил это решение. Местные сыщики даже не проверили материалы, которые у них находились. И прокурор республики знал почему - один из фигурантов дела - Кирсан Илюмжинов, ставший к тому времени президентом Калмыкии. Поэтому Владимир Шипиев, обратился напрямую к министру внутренних дел Ерину. Прокурор настаивал на возбуждении уголовного дела. Никакой реакции из МВД России не последовало.

Тогда Шипиев обратился в Генеральную прокуратуру. Там материалы проштудировали и поняли - дело пахнет криминалом. Илюмжинов в свою очередь пытался добиться отставки Шипиева.

История с "шерстяным" кредитом так и не была доведена до логического заключения - наказания виновных в хищении денежных средств особо крупного размера.

Более того, эта тема с каждым годом дополнялась новыми, порой загадочными эпизодами. 13 июня 1995 года в одной из больниц республики в возрасте тридцати с небольшим лет скончался О. Арханов - глава одной московской коммерческой фирмы. Смерть наступила от внутреннего кровоизлияния. Врачи зафиксировали разрыв печени. Через полтора года после смерти Арханова, в автомобильную катастрофу попадает гендиректор Агро-коммерческой ассоциации "Степь" В. Баянов. Врачам едва удалось его спасти. Арханов и Баянов имели отношение к "шерстяному" кредиту.

Автор:Виталий Шуленин, корреспондент "Кавказского узла"