В Чечне начнется исследование возможного места массового захоронения убытых во время боев в Грозном. Информация о захоронении уже поступила к правозащитникам.
Информация о захоронениях к правозащитникам поступила от жителя Грозного Арби Тужаева. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил руководитель грозненского офиса ПЦ "Мемориал" Шахман Акбулатов. По его словам, "сейчас проверкой этой информации будут заниматься и соответствующие государственные структуры, а мы будем вести параллельную работу".
"Как рассказал Тужаев, большая часть убитых, которых свозили из различных районов города к бывшему христианскому кладбищу, расположенному в Ленинском районе Грозного, были чеченцы. В основном, мужчины. Были среди убитых и граждане славянской внешности. Трупы военнослужащих также свозились туда. Но военные их затем куда-то увозили. Предположительно, в указанном месте может быть захоронено около 800 и больше тел. Естественно, потребуется провести эксгумацию и судмедэкспертизу, чтобы установить личности погибших. Тужаев сказал, что многие тела уже тогда были в ужасном состоянии", - сказал правозащитник.
По мнению Акбулатова, в числе захороненных в Ленинском районе Грозного людей, могут быть не только погибшие в результате авиабомбардировок и артиллерийских обстрелов жители города, но и лица, ставшие жертвами внесудебных расправ со стороны военных. "Тот факт, что большинство захороненных в Ленинском районе Грозного были мужчинами, наводит на мысль о том, что среди них могли быть и жертвы внесудебных расправ", - считает он.
После захвата зимой 1995-го года чеченской столицы федеральными войсками, здесь проводились так называемые "масштабные зачистки". Людей задерживали по малейшему поводу, или просто во время облав. Многих увозили в так называемые "фильтрационные лагеря", которые располагались не только в Грозном, но и за пределами республики. Печальной "славой" пользовался тогда "фильтрационный лагерь" в североосетинском городе Моздок, где задержанных подвергали ужасающим пыткам и истязаниям, требуя признать, что они были боевиками. Не меньшую известность уже в ходе второй военной кампании получил "фильтрационный лагерь" Чернокозово, который находится в Наурском районе Чечни (сейчас это колония общего режима).
"У меня в январе 1995-го года без вести попали муж и свекор, - говорит 52-летняя жительница Грозного Залпа. - Где-то в середине февраля 95-го года они на грузовой машине выехали из дома и не вернулись. Они не были ни боевиками, ни сочувствующими, а обыкновенными тружениками. Позже сожженный грузовик нашли в Заводском районе города, а что стало с моим мужем и свекром так до сих пор ничего неизвестно. Я тогда неоднократно обращалась в различные структуры и органы власти, но так и не смогла узнать что-либо о том, что с ними могло произойти. Надежд на то, что они живы, практически никаких нет и, как все жители республики, потерявшие своих родных и близких, я хотела бы, чтобы мне сказали, где они захоронены".
Несколько дней назад Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев заявил, что в Грозном имеется место массового захоронения, в котором, возможно, находятся несколько сот трупов. Омбудсмен сказал, что по данным правозащитных организаций, на территории Чеченской Республики насчитывается до 60-ти мест массовых захоронений.
По данным Нурди Нухажиева, в ходе первой и второй "чеченских" войн в республике пропавшими без вести числятся около пяти тысяч человек. "Эксгумация и идентификация захороненных тел могли бы пролить свет на судьбы этих людей, но для этого необходима лаборатория по идентификации эксгумированных тел. Мы уже несколько лет добиваемся создания такой лаборатории в нашей республике, но тщетно", - сказал он.
Между тем, эксперт Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев считает, что за две военные кампании на территории Чечни было похищено и пропало без вести около 25 тысяч человек. "Эти данные взяты не с потолка, - заявил он корреспонденту "Кавказского узла". Я уже провел несколько встреч с женщинами, которые на протяжении последних нескольких лет занимаются поисками своих попавших сыновей и близких, а кто лучше них может знать истинную ситуацию в этой области?"
"Беда в том, что подавляющее большинство родственников похищенных и попавших людей не предавали это огласке, - продолжает правозащитник. Некоторые надеялись, что им удастся выкупить похищенного, большинство же просто-напросто боялись куда - либо обращаться, потому что никакого доверия к "силовикам" у них не было и нет. Почему сегодня власти не говорят о том, что огромное количество лиц, которых ранее были "амнистированы" Путиным, были затем похищены сотрудниками "неустановленных силовых структур" или убиты "неизвестными"? Эта амнистия была такой же лживой, как он сам".
Как сообщал "Кавказский узел", 6 июня в Гудермесском районе Чечни было обнаружено захоронение с останками двух мужчин, похищенных четыре года назад. Еще одно захоронение было обнаружено в том же районе 5 июня.
В республике, согласно базе данных уполномоченного по правам человека в Чечне, похищенными и пропавшими без вести числится около 5 тыс. человек. Для того, чтобы вести работу с массовыми захоронениями необходима лаборатория по идентификации эксгумированных тел. Правозащитники несколько лет добиваются создания такой лаборатории.
По указанию Президента Чечни Рамзана Кадырова Правительство республики выделило 47 миллионов на закупку оборудования для лаборатории. Однако этих средств недостаточно для того, чтобы лаборатория заработала. В нынешний свой визит в Чеченскую Республику комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг также обещал оказать правозащитникам содействие в создании лаборатории