Негласный запрет на выезд из Азербайджана журналиста оппозиционной газеты "Азадлыг" ("Свобода") Агиля Халила введен Министерством национальной безопасности Азербайджана (МНБ). К такому выводу пришел адвокат журналиста Эльчин Садыгов.
За последние пять месяцев журналист, по меньшей мере, дважды подвергался физическому насилию. Однако правоохранительные органы отвергают политическую подоплеку атак на Халила. В настоящее время в Насиминском районном суде находится на рассмотрении уголовное дело по факту нападения на Халила 13 марта с. г. К уголовной ответственности привлечен Сергей Стрекалин, которому предъявлены обвинения по статьям 127.1 (умышленное нанесение менее тяжкого ущерба здоровья) и 234.1 (приобретение или хранение наркотиков).
При этом, несмотря на то, что журналист проходит по этому делу в качестве потерпевшего, за последние два месяца власти трижды не выпускали Халила из страны.
В последний раз это произошло утром 19 июня, когда пограничники не позволили журналисту вылететь из страны.
При этом ни одна государственная структура не берет на себя ответственность за это решение. Однако адвокат журналиста Эльчин Садыгов склоняется к мнению, что это негласное указание исходит из Министерства национальной безопасности (МНБ). В интервью корреспонденту "Кавказского узла" Эльчин Садыгов заявил, что его предположения основываются на "материалах следствия".
"Я ознакомился с материалами уголовного дела, и выяснилось, что все следственные действия по данному делу вело МНБ, а Прокуратура выполняла лишь процессуальные формальности", - сказал Садыгов.
В качестве примера, он указал на тот факт, что обвиняемый в нападении на Халила Сергей Стрекалин был арестован сотрудниками МНБ. Наркотики при обыске в его доме обнаружили также сотрудники МНБ.
Об остальных фактах причастности к следствию МНБ адвокат обещал рассказать на начинающихся 24 июня судебных слушаниях в Насиминском районном суде Баку.
По слова адвоката, "запрет на выезд Халила из страны незаконен и поэтому ни один орган не может взять на себя ответственность на себя".
Садыгов сообщил, что он уже обращался в Насиминский районый суд по поводу предыдущих запретов Халилу выехать из страны 10 и 11 мая в Турция и Грузию, однако суд не взял жалобу к производству. Журналист собирался тогда выехать из Азербайджана из-за продолжающихся угроз его безопасности. Только в конце мая для охраны журналиста были выделены двое полицейских.
"Как только мы получим письменный ответ суда о не принятии дела к производству, мы подадим аппеляционную жалобу и, заодно, новую жалобу о незаконности невыпуска Халила из страны 19 июня", - сказал Халил.
В свою очередь, глава пресс-службы МНБ Ариф Бабаев в телефонной беседе с корреспондентом "Кавказского узла" отверг утверждения о причастности этого ведомства к запрету на выезд из страны Халила. Бабаев назвал это "пустыми разговорами". Сказав, что следствие ведет Генеральная прокуратура, он посоветовал обратиться в это ведомство.
Однако глава пресс-службы генеральной прокуратуры Вугар Алиев сказал, что "за дальнейшими комментариями по делу Халила следует обращаться в суд, поскольку следствие завершено и дело передано в судебную инстанцию".
В пресс-службе Госпогранслужбы, сотрудники которой не выпустили Халила из Бакинского аэропорта, воздержались от комментариев.
Связаться с судьей Шахином Абдуллаевым, рассматривающим дело по факту нападения на Халила, не удалось, поскольку в приемной судьи на неоднократные телефонные звонки отвечали, что "он на процессе". Однако источник в секретариате суда сказал, что "запрета на выезд из страны человека, проходящего по делу в качестве потерпевшего, не может быть". Источник также отметил, что конкретно по делу Халила суд не принимал решения о запрете на выезд потерпевшего из страны.
Сам Халил возмущен введением "незаконного" запрета на выезд из страны. По его словам, нынешняя его поездка носила деловой характер, и он был приглашен в Париж посольством Франции. Все это, по мнению журналиста, является еще одним доказательством политического характера нападений на него 22 февраля и 13 марта с.г.
Он считает, что давления на него оказывается в связи с его разоблачительными публикациями фактов коррупции.
Введение запрета на выезд Халила из страны вызвал протесты международной общественности.
"Обращение азербайджанских властей с нашим коллегой Агилем Халилом совершенно неприемлемо и напоминает советский период. У властей нет никаких законных оснований ограничивать его свободу передвижения", - заявила координатор программы Европы и Центральной Азии КЗЖ Нина Огнянова.
"Власти Азербайджана должны немедленно прекратить удерживать Агиля Халила в заложниках и разрешить ему выехать из страны", - отметила она.
"Ситуация с Агилем Халилом нас очень беспокоит, мы не можем понять причину, почему ему не позволяют уехать из страны. Он не совершал преступления, поэтому ограничение на его передвижение непонятно и может быть расценено как нарушение прав человека", - в свою очередь сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" глава отдела по связям с общественностью посольства США в Баку Джонатан Хеник.
Он отметил, что посольство будет и далее внимательно следить за делом Агиля Халила.
Халилу 10 и 11 мая не позволили выехать в Турцию и Грузию. Тогда Госпогранслужба мотивировала это решение указанием из Генеральной прокуратуры Азербайджана. Представители же последней мотивировали это интересами следствия по делу о нападении на журналиста 13 марта сего года.
Однако независимые юристы расценили запрет на выезд Халила из страны как незаконное решение. В частности, как отметил независимый юрист Алескер Мамедли, Халилу "незаконно было не дозволено выехать из страны". "Он проходит по делу в качестве потерпевшего и его свобода никак не может быть ограничено", - сказал эксперт.
13 марта вечером 2008 года двое неизвестных напали на Агиля Халила на улице, когда он возвращался с работы домой. Ему было нанесено ножевое ранение в область сердца.
По мнению журналиста, это нападение было связано с предыдущим нападением на него 22 февраля в Маслиновой роще, где он готовил репортаж и незаконной сделке по купле-продаже земли и сделал фотоснимки. Как оказалось, заснятые на фото лица были высокопоставленными сотрудниками Министерства национальной безопасности Азербайджана.
После этого инцидента на журналиста оказывалось давление с целью вынудить его отказаться от своей жалобы в полицию. Взамен, по словам Халила, ему обещалось денежное вознаграждение. Однако он не принял этого предложения.
7 апреля пресс-служба Генеральной прокуратуры Азербайджана выступила с сообщением, в котором была отвергнута политическая подоплека нападения на Халила. По версии следствия, преступления было совершено на почве выяснения отношений с Халилом со стороны его бывшего сексуального партнера Сергея Стрекалина.
Однако Халил категорически опроверг утверждения прокуратуры, обвинив это ведомство в пытках и шантаже. Несмотря на многочисленные протесты и призывы международных организаций, власти Азербайджана не отказались от своей версии в деле Агиля Халила.
Директор Института прав медиа Рашид Гаджилы в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" выразил мнение, что следствие велось предвзято.
По его мнению, это дело началось с избиения 22 февраля этого года в Маслиновой роще. "Причем было достаточно фактов и доказательств причастности к делу сотрудников спецслужб. Однако дело не было расследовано объективно. Затем началась слежка за репортером и, наконец, 13 марта на него было совершено покушение и журналиста ранили ножом", - отметил Гаджилы.
"Следствие вела Генпрокуратура, которая пыталась сделать все, чтобы "закрыть" события в Маслиновой роще. Несмотря на то, что были серьезные доказательства по факту 22 февраля, следствие представило абсолютно неверные результаты", - считает Гаджилы.
На его взгляд, Халил стал жертвой высокопоставленных госчиновников и спецслужб. "Его личное противостояние спецслужбам вызвало особую ненависть и злобу. Помимо этого, прокуратура превратила это дело в политическую кампанию против оппозиционной газеты "Азадлыг" и близких к газете политических кругов. Тем самым, орган, призванный обеспечить верховенство закона, на деле превратился в участника политического шоу", - отметил юрист.
В свою очередь, пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Вугар Алиев опроверг обвинения в адрес следствия. По его словам, расследование проводилось объективно и публичные сообщения прокуратуры о ходе следствия и показ по телевидению видеосюжетов показаний обвиняемого были связаны с "общественной значимостью" данного дела.
2 мая президент США Джордж Буш открыто назвал Азербайджан страной, где наблюдается удушение свободы слова. "В 2007 году Китай девятый год подряд оставался крупнейшей тюрьмой журналистов в мире, за ним следуют Куба, Эритрея, Иран и Азербайджан", - отметил Буш.
"Мы призываем все страны гарантировать неотъемлемые права своих граждан, включая принципы статьи 19 Всеобщей декларации прав человека, право на свободу слова и прессы", - отметил президент США.
Спецпредставитель ОБСЕ по вопросам прессы Миклош Харашти выступил 11 апреля с заявлением по поводу преследования журналистов в Азербайджане, в котором обвинил правоохранительные органы в фабрикации дел против журналистов. В качестве примера он назвал дела осужденных журналистов Эйнуллы Фатуллаева, Сакита Захидова и Ганимата Захидова, а также журналиста Агиля Халила.
Участники 5-й конференции Всемирного движения за демократию, состоявшейся 6-9 апреля в Киеве, также приняли "Обращение представителей международной демократической общественности к президенту Азербайджанской Республики Ильхаму Алиеву" с призывом остановить давление на СМИ.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch признала заслуги трех журналистов из Азербайджана, подвергшихся политическому преследованию и аресту, и выделила им гранты. Одним из этих журналистов был сотрудник оппозиционной газеты "Азадлыг" Агиль Халил.
Ранее Халил и журналист из Йемена Абдул Карим аль Хаивани были объявлены победителями награды "За журналистику прав человека под угрозой", присуждаемую ежегодно организацией Amnesty International.